Мир будущего - Основные статьи - Прогрессоры и деграданты

В этой статье пойдёт речь о двух типах людей, которых условно можно назвать прогрессоры и деграданты. Этих людей отличает очень важная черта мировоззрения, определяющая их жизненные цели и подход к их достижению. Это важное различие не вполне очевидно для подавляющего большинства и ощущается людьми разве что интуитивно, хотя его осознание помогает значительно лучше понять не только отдельных людей и их характер, но и ход общественных процессов.

Тему деструктивной направленности в психологии человека я уже затрагивал ранее, например, в этой статье про свободу, в статье про эгоизм. Практика показывает, что деструктивная направленность поведения в виде некой устойчивой черты формируется у значительной части общества (причём самых разных его слоёв и социальных групп), а в некоторые периоды и у большей части общества. К сожалению, деструктивный характер этой направленности и её отдельные проявления очень часто не осознаются ни отдельными людьми, ни обществом как таковые, не получают негативной оценки, что позволяет деструктивной психологии и поведению набирать силу и разрушать общество.

Какие черты отличают человека с деструктивной психологией и подходом, деграданта? Можно перечислить много отдельных признаков, таких, как эгоизм, защитно-враждебная позиция по отношению к обществу и вообще окружающему миру, нравственный релятивизм и т. д. Но ключевой особенностью, которая на самом деле определяет все эти черты, является принципиальное отделение в своём восприятии себя от остального мира. Человек проводит границу между собой и миром, за пределами которой мир ему принципиально чужд, возможно враждебен и представляет интерес только с точки зрения удовлетворения каких-то его личных потребностей и целей. Человек склонен игнорировать всё, что, как он считает, его не касается, сопротивляться всему, что, как кажется ему с его узкой точки зрения, ему как-то мешает, делать всё по-своему, не считаясь с тем, какие это вызовет последствия и не пытаясь это понять. Человек отвечает лишь за себя, но не за мир, более того, он ограничивает свою личность, сознательно отбрасывая размышления или переживания по поводу каких-то событий и полагая, что если что-то плохое происходит, то виноват мир, а не он. При всём при этом психологическое отгораживание совсем не обязательно приводит к какой-то самоизоляции или отстранённости от событий на практике, часто наоборот, человек активно отстаивает свои эгоистические интересы, а защита от тех, кто ему, по его мнению, как-то мешает, носит агрессивный характер.

Возникновению психологии деграданта могут способствовать обстоятельства, внешние факторы. Например, к выбору такого подхода может подтолкнуть ощущение того, что мир слишком сложен, враждебен и несправедлив, что в нём нет хороших идей и настоящих лидеров, а господствуют глупость, насилие и обман и т. п. Тем не менее это личный выбор каждого человека, одни и в трудных ситуациях ведут себя достойно, а другие, живя вполне благополучно, становятся деградантами.

Психология людей другого типа, которых можно условно назвать прогрессорами, является принципиально иной. Эти люди с одной стороны, воспринимают себя частью мира, а с другой - его хозяевами, считая себя обязанными заботиться о нём. Для этих людей естественно воспринимать события как касающиеся их лично, при этом они думают, какую роль они могут в них сыграть относительно правильного их общего хода, а не с точки зрения своих личных интересов. Эти люди полагают, что есть какие-то правила, которым все должны следовать (вместо того, чтобы каждый делал то, что ему вздумается), что нужно поддерживать некий порядок, у них есть идеи, как должен быть устроен мир. В отличие от деградантов, такие люди с готовностью откликаются на проблемы, касающиеся других людей, берутся за задачи, решение которых будет полезно обществу. Такие люди поступают, как нужно поступать, а не исходя из личных эгоистических интересов, более того, они являются носителями и распространителями представлений о том, как нужно поступать с точки зрения интересов общества, деграданты часто об этом вообще не задумываются.

В здоровом обществе позиция прогрессоров сильна, и общественное мнение на их стороне. Антиобщественные, неправильные с точки зрения общественной морали и традиций поступки осуждаются, люди, защищающие общественный порядок, действующие на благо общества, пользуются авторитетом и уважением. В нездоровом обществе деграданты получают "свободу", с ними трудно бороться, а то и вообще они переворачивают всё с ног на голову, делая обычно порицаемые обществом вещи нормой, а против адекватных людей организуя репрессии и травлю (как, например, это было в третьем рейхе и как сейчас происходит на Украине).

Проблема в том, что разница между деструктивным и конструктивным подходом и позицией прогрессоров и деградантов людьми никогда чётко не осознавалась, и часто в общепринятых шаблонах поведения, в политике государства происходило их смешение. Адекватные люди, как правило, лояльно относятся к деградантам, которые проявляют умеренно эгоистические и антиобщественные склонности в обычной жизни (хотя и покажут себя во всей красе, как только представится случай). Это приводит к тому, что общество, в какой-то период относительно здоровое, способно со временем разложиться и деградировать, при этом ползучее распространение деструктивной психологии и проникновение деградантов на ключевые места в общества до поры до времени остаётся незамеченным.

Помогает деградантам и то, что нередко извращённая интепретация определённых идей и понятий выставляет их в выгодном свете, в то время как прогрессивно мыслящих людей - в чёрном. Причём в ловушки таких извращённых интерпретаций попадаются и многие вроде бы мыслящие люди. Например, либеральная идеология, провозглашая, казалось бы, благие лозунги о том, что человек должен обладать свободой, трактует эту свободу в деструктивном смысле, с точки зрения деградантов. Удельные князьки и олигархи, желающие лишь личной власти и набивания своего кармана, в таких ложных интерпретациях могут предстать борцами за свободу и свои права, а человек с государственным подходом, думающий о величии державы, - империалистом и диктатором.

Парадоксальным образом дорогу деградантам иногда открывает наивный идеализм людей, действующих, как они считают, ради общественного блага и стремящихся предоставить, например, всем равные права и возможности. Показателен в этом плане пример СССР, где такой подход, в конечном итоге, и привёл к краху. Причём здесь стоит отметить не только отсутствие должного отбора среди отдельных людей, что привело к проникновению деградантов на высшие партийные должности, но и поощрение местечкового национализма, возникшего при попытке механического уравнивания всех наций. До сих пор многие ошибочно считают, что благополучную и крепкую страну и общество можно получить как сумму людей или их групп, каждая из которых получила то, что хочет, или, по крайней мере, не меньше, чем остальные. Это совершенное заблуждение, крепким и благополучным общество может быть лишь тогда, когда большая его часть и особенно власть представляют себя не как индивидов, а ассоциируют себя с целым, и думают об интересах всего общества, а не о своих личных. То же самое правило, кстати, касается любых коллективов.

Деградантами и прогрессорами эти группы людей названы не случайно. Подход деградантов, под каким бы соусом он не подавался (национализма и патриотизма, борьбы за свободу и права человека и т. п.) неизменно ведёт к деградации и саморазрушению и тех, кто его придерживается, и всё общество в целом. Подход же прогрессоров ведёт его к развитию и прогрессу. Главное научиться отличать их по сути, а не по форме.

Близкие по теме статьи:
Обсудить на форуме
БСН, 6.07.2016