РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ.

Итак, благодаря трем стихиям природы: - холоду, огню и воде, миллионы лет назад на земле возникло сознание. Сознание, возникнув, уже не исчезнет, оно будет передаваться от поколения к поколению.

Проходит еще немало времени. Климат за этот период претерпевает значительные изменения. Потребность людей в огне неуклонно возрастает и наконец наступает такой момент когда существование людей без огня становится невозможным. Мы знаем, что первые люди не могли добывать огонь – они могли его только поддерживать. Поддерживать случайно найденный огонь сначала ночью, а затем по мере возрастания роли огня и днем. Конечно, за этот период у людей появились определенные навыки в обращении с огнем, появилось понимание его свойств и качеств. Они уже могут не только поддерживать огонь, но и переносить его на другое место. Это дает им новые возможности в освоении новых территорий. Надо думать, что все эти процессы происходили быстрее в более холодных северных широтах.

Далее. Что значит поддерживать огонь? – Это заготовка дров, это различные манипуляции с деревом, - ветки нужно ломать, носить, - это доселе неведомый, невероятно сложный и трудный вид деятельности для наших прапрапредков. Но в результате этой деятельности прачеловек начинает развиваться, принимать все более и более человеческий образ. И, наконец, в результате этой деятельности, во-первых, его передние конечности обезьяны трансформируются в руки человека, во-вторых, он получит дубину. Обыкновенная толстая ветка в его руках, в результате долгой эволюции, в результате тяжелых усилий по поддержанию огня превращается в дубину. Не всякая толстая ветка может быть дубину, - она будет таковой только в том случае, если имеются навыки, приемы по применению этой толстой ветки как дубиной, как оружием.

А теперь взглянем на все выше написанное с другой стороны.

Климат становится все холоднее и холоднее. Огонь надо поддерживать – это насущная необходимость. Наши первые прачеловеки осознают это. Но они по своему образу жизни ни чем не отличаются от обезьян, т.к. все их отличие заключается всего лишь в осознании того, что ветка, брошенная в огонь, горит и того, что огонь надо поддерживать. Но это не создает им никаких преимуществ в добывании пищи.

Таким образом, можно заключить: - как для обезьян, так и для первых пралюдей формула производства продукта одинакова –

Ппр = Н.

Они, как и животные, могут производить только необходимые средства существования.

А есть ли у них свободное время для того, чтобы они это время, могли использовать для поддержания огня? При той жестокой конкурентной борьбе за пищу, за территорию, которая существует среди животных, и которую мы наблюдаем в природе, вряд ли можно говорить о наличии свободного времени. Даже время отдыха это необходимое время для набора сил перед производством необходимых средств существования. Возможно, свободное время возникает все-таки, при стечении благоприятных обстоятельств, но на это данный вид особей, безусловно, отвечает увеличением своей численности и все возвращается на круги своя.

Есть еще один очень важный момент. Поддержание огня, как мы подчеркивали, это труд, труд тяжелый, требующий дополнительных затрат энергии. Необходимые средства существования прачеловека должны быть больше необходимых средств существования обезьяны:

Нпрачел.обезьяны

Возникновение сознания, таким образом, не только не облегчает жизнь прачеловека, наоборот, усложняет.

Исходя из выше изложенного, можно заключить: – прачеловек не мог заниматься деятельностью по поддержанию огня.

Как же выйти из этой тупиковой ситуации? А выход должен быть, в противном случае все, что было изложено выше неверно, потому что не соответствует историческим реалиям. И он есть. Ответ дает сама история человеческого развития и ответ этот – каннибализм.

Если связать каннибализм с нашей ситуацией, то проблема оказывается решаемой, но более того, каннибализм как историческое явление находит, в связи с этим, логическое объяснение.

Итак, вернемся теперь к нашим первым прачеловекам. Они находятся, как мы знаем, в тупиковой ситуации – они живут с осознанием того, что огонь надо поддерживать, но ни сил, ни времени дополнительных для поддержания огня у них нет.

Но рядом с ними а, пожалуй, и вместе с ними, живут обезьяны, их родственники. Они греются у одного костра, добывают и питаются одной и той же пищей. И вот здесь должен возникнуть, в силу сложившихся обстоятельств, и возникает, антагонизм: - желание отобрать пищу. В связи с этим постоянно вспыхивают ссоры и драки между ними и в этой ситуации, в борьбе со своими бывшими соплеменниками, прачеловек впервые начинает использовать толстую ветку как дубину. В связи стечением всех этих обстоятельств и возникает каннибализм.

Именно благодаря каннибализму прачеловек изыскивает те необходимые дополнительные средства для поддержания огня и формула производства продукции, наконец, уравнивается:

Ппр = Н.

И только затем, по прошествии некоторого времени, их агрессия перекидывается на остальной животный мир. Прачеловек становится охотником после каннибализма, как его следствие. Потому что прачеловеку от обезьяньего рода достался по наследству определенный набор пищи, на остальной мир, это естественно, он смотрел как на нечто несъедобное и не мог смотреть иначе. Именно каннибализм помог преодолеть это психологическое препятствие и с этого момента “меню” прачеловека начинает расширяться, необходимость в каннибализме постепенно само собой отпадает, но отголоски этого явления дошли и до наших дней. Каннибализм просуществовал довольно значительное время и отложился в генетической памяти человека.

Итак, прачеловек становится охотником. А это кроме обильной пищи, дает им еще и сырье – шкуры, кости, сухожилия. Которые они начинают осваивать, приспосабливать под свои нужды. Из шкур изготавливают одежду, жилище, из костей, сухожилий и дерева изобретают копье, лук и стрелы. А это в свою очередь еще больше увеличивает их возможности при добывании пищи, т.е. пищи они начинают добывать больше, чем тогда, когда в руках у них была только дубина. Если вначале прачеловеки производили только необходимые средства существования: Ппр = Н , то затем, с появлением новых “орудий труда” вдобавок к дубине – копья, лука и стрел, они естественно начали производить больше: Ппр<Н, или Ппр=Н+х, где “х” - некоторый излишний продукт.

А как мы знаем, производство излишнего продукта это главное отличие человека от остальной живой природы, следовательно, это и есть момент появления человека.

Таким образом, переход от обезьяны к человеку происходил через три четко выраженных этапа (“четко” в сравнении с сценарием К.Маркса). Сначала на нашей планете возникли предпосылки для возникновения сознания, затем следует возникновение сознания и появление прачеловека, затем развитие возникшего сознания и появление человека.

Из нескольких десятков миллионов обезьян по прошествии нескольких миллионов лет на Земле впервые появились первые люди всего лишь не более двух десятков тысяч. Это та плата, которую заплатили обезьяны за качественный скачок совершенный ими, плата за возникновение сознания.

В дальнейшем мы убедимся что и развитие сознания тоже требует затрат и жертв.

Наконец-то мы смогли ответить на все вопросы, которые постоянно вставали перед нами, а именно выяснили:

- человек, в отличии от животных, способен производить излишний(прибавочный) продукт, вследствие того, что человеческий труд, в отличие от труда животных, изначально труд производительный;

- человеческий труд органически и неразрывно состоит из труда физического, данного ему от природы, и труда умственного, который появился у него благодаря возникновению сознания;

- сознание возникло у человека вследствие биологических предпосылок и глобального похолодания климата, произошедшего на нашей планете несколько миллионов лет назад.

В чем же суть развития человеческого общества?

Очевидно, что чем больше у него доля умственного труда, то тем более его труд производителен, тем больше излишнего(прибавочного) продукта он производит, - в этом суть развития материального производства и в конечном итоге развития человеческого общества.

Но умственный труд продукт сознания, значит, сознание и есть первопричина развития человеческого общества.

Сознание развивается, - познает объективные законы природы, здесь сознание, безусловно, вторично по отношению к материи. Затем сознание, применяя на практике в материальном производстве открытия объективных законов природы, - внедряя изобретения, используя более совершенные орудия труда, применяя более совершенные формы организации труда, - отражается в материи, в общественном бытие и тем самым увеличивает производительность, развивает материальное производство. Здесь сознание определенно первично.

В отношении же основного вопроса философии – соотношения материи и сознания, истина, как всегда, оказалась в “золотой” середине, где крайними полюсами являются взгляды материалистов и взгляды идеалистов.

Итак, для того чтобы познать законы человеческого развития нужно познать сознание и законы его развития.

А теперь вернемся к нашему человеку, человеку-охотнику.

Раньше изобретения копья, лука, стрел, одежды изобретается каменный топор. Манипуляции с деревом и камнем (дерево рубят, колют, заостряют) приводит к открытию того, что трение вызывает нагревание тел, в нашем случае камня и дерева. Что в конечном итоге приводит к открытию того, что огонь можно добыть посредством трения.

Это третье открытие сделанное человеком.

С этого момента, - открытия того, что огонь можно добывать посредством трения, - начинается новый период в развитии человеческого общества. Если раньше, до этого момента, люди были ограничены в перемещениях и расселялись по нашей планете относительно медленно, – они в той или иной мере были привязаны к костру, то теперь, в связи с этим открытием, эта зависимость если не исчезает вовсе, то становится значительно слабее. У людей появляется возможность навсегда покидать свой родной очаг и уходить осваивать все новые и новые территории. Начинается период интенсивного освоения нашей планеты. В начале этого периода и на протяжении некоторого, по современным меркам довольно продолжительного, времени, исчезает всякая внутривидовая конкуренция за территорию, за пищу, исчезает антагонизм между первобытными людьми. Именно этот период можно назвать первобытнообщинным коммунизмом. Но со временем, по мере все более полного расселения людей по планете, первобытнообщинный коммунизм сойдет на нет.

А теперь сделаем некоторое отступление.

Почему все события, происходившие миллионы лет назад, описываются так, а не иначе? Почему утверждается мной, что сначала было открытие “того”, затем “этого” и уже потом “третьего”? Будучи, между тем, дилетантом и в геологии, и в археологии, и в астрологии. Ну и что там скрывать, дорогой читатель, вы если “спец”, наверное догадались, дилетант я и в философии.

А по той простой причине, дорогой читатель, что в возникновении и развитии сознания нет, и не может быть хаоса, - развитие сознания это последовательная и логическая цепь открытий, - познаний объективных законов природы. Сначала было открытие того, что ветка, брошенная в огонь, горит, затем, что огонь надо поддерживать и затем, что огонь можно добывать посредством трения. Можно ли нарушить эту последовательность и поменять открытия местами? Это абсурдно. Также абсурдно как, например, если бы сначала были бы открыты элементарные частицы, затем атомы и затем молекулы. И также абсурдно, если бы например, сначала была “теория относительности” Эйнштейна, а затем “классическая механика” Ньютона. Нет, в познании объективных законов природы таких абсурдов не может быть.

И по той простой причине, уважаемый читатель, если вы дошли таки до этой строчки, - именно первые три открытия, как это не парадоксально, наиболее легко установить, объяснить и описать, в каком бы далеком прошлом они не произошли, потому что между ними существует прямая, непосредственная, последовательная логическая связь.

Если все это так. А как иначе? То, чисто исходя из логики, можно легко описать и объяснить все то, что происходило миллионы лет назад и сложно то, что происходило тысячи, сотни лет назад.

И, наконец, и это самое главное, этот труд, скромный или не скромный, будем считать… ну теорией, – новой теорией человеческого развития, тогда она как и всякая другая “правильная” теория, не должна противоречить практике, в нашем случае, не должна противоречить истории человеческого развития, логично объяснять причины тех или иных фактов и явлений. В противном случае эта теория ошибочна. До сих пор удавалось: - человек произошел от обезьяны это факт, и глобальное похолодание тоже факт, и огонь использовался человеком с начала его существования и наконец каннибализм, до сих пор необъяснимый, непонятный факт истории, находит свое объяснение и логически вписывается в новую теорию.

Сознание возникло на основе изменений материи, т.о. сознание есть одна из форм существования материи, а значит, подчиняется объективным законам материального мира. Вместе с тем, хотя сознание и есть одна из форм материи, она обладает такими уникальными свойствами, которые позволяют противопоставить ее материи. Первое, - оно способно познавать объективные законы природы и на этой основе развиваться; второе, - оно способно отражать себя в материи, преобразовывать его. Ни одна другая из форм материи не обладает такими свойствами.

Теперь, после этих отступлений, проанализируем эти три первых открытия в их последовательности и на основе этого анализа определим - Как же идет процесс отражения сознания в общественном бытие?

Сначала было открытие того, что ветка брошенная в огонь – горит. Благодаря этому и возникло сознание. Сознание возникло не вдруг, не на пустом месте, оно возникло на основе биологических предпосылок – некоторой “критической массы” количественных изменений накопленных живой природой и в связи с изменением климата, - глобальным похолоданием. После этого открытия сознание начинает свое, уже самостоятельное развитие.

Далее следует второе открытие: - осознание того, что огонь надо поддерживать. Но так как у прачеловека нет для этого ни дополнительных сил, ни свободного времени, возникает каннибализм. На протяжении этого процесса, изобретаются каменный топор, копье, лук и стрелы, одежда, жилище. Все эти изобретения, появились как следствие этого открытия – не было бы этого открытия, не было бы этих изобретений.

Мы видим, что сначала следует открытие – познание объективных законов природы, затем следует отражение этого открытия на общественном бытие.

Сознание отражается в материи – камне, дереве, кости, шкурах, - преобразует их в дубину, каменный топор, копье, лук и стрелы, одежду, жилища.

Мы видим также, что процесс отражения сознания в материи происходит с дополнительными затратами энергии.

Затем следует третье открытие – открытие того, что огонь можно добывать посредством трения.

Человек к моменту этого открытия уже производит некоторый излишний продукт. Интересный вопрос: - А куда же девается этот излишний продукт? Что с ним происходит?

Продукт этот действительно излишний и никому не принадлежащий, поскольку человек в те времена не мог иметь больше чем мог съесть за один раз. Такой образ существования достался ему в наследство от обезьяньего рода.

Продукт этот присваивается, это естественно. Кем? Очевидно наиболее сильным или наиболее сильными в племени, это тоже естественно.

Теперь вернемся к нашему открытию.

Как человек мог открыть то, что посредством трения можно добыть огонь? Очевидно нужно проводить какие то эксперименты для того чтобы подтвердить на практике свои смутные догадки. Случайно, как это было с первым открытием, это открытие сделать невозможно. Чисто технически. И в природе таких естественных трений между телами, которые способны были бы вызвать огонь, не наблюдается.

Но для того чтобы проводить эти опыты и эксперименты нужно уйма времени – свободного времени. Свободного времени от производства необходимых средств существования.

И такое свободное время есть! Оно есть у того или у тех кто присваивает излишний продукт. Именно эти люди имеют возможность сделать это открытие.

Далее. Процесс отражения сознания в материи происходит постепенно. Изобретаются сначала дубина затем каменный топор, копье, лук и стрелы и т.д. Но вместе с этим процессом происходит процесс увеличения производства излишнего продукта, что в свою очередь к увеличению свободного времени.

Первоначально, вероятно, не удовлетворяя даже всех потребностей одного человека, излишний продукт, все увеличиваясь и увеличиваясь, - превосходит их.

Так, вероятно, в племени появились сначала вождь племени, затем жрецы.

С увеличением свободного времени увеличивается и вероятность открытия того, что посредством трения можно добыть огонь.

Открытие не может совершиться сразу после того, как появится свободное время, так как для присвоения излишнего продукта нужна сила, а для совершения открытия нужен ум. И необходим некоторый промежуток времени, для того чтобы эти два качества сконцентрировались в одном человеке.

Итак, подведем итог наших рассуждений.

Развитие сознания, по сути:

- есть единство взаимосвязанных форм, - стадий прерывности и непрерывности, - отражения материи в сознании(открытий) и отражения сознании в материи(освоения этих открытий);

- есть переход количественных изменений(набор “критической массы” свободного времени) в качественные(совершение открытия).

Появление и дальнейшее увеличение излишнего продукта ведет к расслоению человеческого общества – на производителей излишнего продукта и на потребителей излишнего продукта.

В сфере человеческого труда, в процессе освоения открытия, увеличивается доля умственного труда.

Как стадия открытия, так и стадия освоения открытия требует первоначальных затрат энергии.

Теперь вооружившись этими знаниями, рассмотрим, как развивалось человеческое общество с древних времен до наших дней.

Содержание
Дальше