ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

“Труд – источник всего богатства”, утверждают политэкономы. Он действительно является таковым, наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека. Под влиянием, в первую очередь надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим самым сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку (…)

Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним, известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

(…) .Сначала труд, а потом вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…

(…). Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющееся сознание, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая все новые и новые толчки к дальнейшему развитию”.

К.Маркс и Ф.Энгельс том 20 стр. 486-496.

Т.о. труд и членораздельная речь создали, по мнению К.Маркса, из обезьяны человека.

Вот здесь К.Маркс и ошибается, и даже противоречит сам себе, - сознание есть явление, человек есть новое качественное состояние, т.е. переход от обезьяны к человеку есть качественное изменение, а качественные изменения, как учит К.Маркс происходят скачкообразно, в отличие от количественных изменений, которые носят относительно медленный и непрерывный характер.

К.Маркс, объясняя возникновение сознания, скорее говорит о биологических предпосылках возникновения сознания и о дальнейшем его развитии, но никоим образом не о факте возникновения сознания. Это очевидно, если скрупулезно проанализировать его умозаключения.

Ни труд, ни членораздельная речь, не могли быть причинами возникновения сознания. Здесь явно были другие причины и другие факторы.

Чтобы выяснить, что же послужило причиной возникновения сознания, рассмотрим поближе сообщество обезьян. Обезьяны, как и все животные, как мы уже знаем, развиваются благодаря взаимодействию, “триединству” механизма наследственности – приспособляемости и внешней среды:

 

Из предлагаемой схемы видно, чтобы обезьяна изменилась, а в нашем случае, - превратилась в человека, нужно чтобы изменилась внешняя среда – среда обитания. И эти изменения должны носить такой характер, и никакой иной, чтобы обезьяньему сообществу, для того чтобы выжить, – приспособиться к изменившейся среде, - необходимо было бы возникновение сознания. Т.е. в выигрышном положении оказались бы те обезьяны-мутанты, которые были бы более умны, а не те, которые, скажем, более сильны и ловки или, скажем, не те, у кого длиннее шея, как в случае с жирафами или длиннее нос, как в случае со слонами и т.д.

Именно такое изменение, именно такой катаклизм природы, выжить в которой обезьяны могли бы только благодаря возникновению у них сознания.

Как видите, такой подход к причинам возникновения сознания кардинально отличается от подхода К.Маркса.

Но почему более умная обезьяна – мутация? Мутация, как мы знаем, это ошибка в механизме наследственности, это отклонение от каких-то средних значений, средних характеристик, которые определяют, характеризуют данный вид особей. Поэтому появление намного более, или наоборот, намного менее умной обезьяны – это мутация, хотя и не такое явное, “кричащее”.

Но эту, или этих, более умных обезьян, нельзя назвать людьми или прачеловеками, или даже прапрачеловеками потому, что они были, не настолько умны, чтобы называться таковыми. Но вполне вероятно, они обладали теми зачатками сознания, которые были бы необходимы для возникновения сознания.

Вместе с тем, даже если бы они, эти обезьяны, по развитию ума и не уступали бы первым прачеловекам или даже превосходили их, что маловероятно, нельзя утверждать что у этих обезьян есть сознание, потому что сознание это не только сознание индивидов, но и сознание общественное.

Следовательно, исходя из логики, можно утверждать: - первые прапрачеловеки отличались от ''умных'' обезьян только тем, что у них было общественное сознание.

И это отличие было единственным.

Можно предположить или даже утверждать, что общественное сознание самых первых прапралюдей состояла всего из одной общей для всех мысли, идеи.

И еще одно ''предположение-утверждение'', эта одна на всех общая мысль должна обладать особым качеством – она должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.

Итак, уважаемый читатель, для того чтобы определить, как возникло сознание нам с вами нужно решить две задачи:

1.Какое изменение(катаклизм) произошедшее на нашей планете подвигло к возникновению сознания?

2. Определить эту единственную, общую, особую мысль.

Итак, какое же это должно быть изменение среды? Эта задача упрощается тем, что нам известны, в той или иной мере, все природные катаклизмы, которые происходили на нашей планете за долгую ее историю, это глобальные похолодания(ледниковый период), глобальные потепления, наводнения, землетрясения и т.д..

После некоторых размышлений, которые здесь не излагаю, я пришел к выводу: - глобальное похолодание это тот единственный природный катаклизм, который наиболее отвечает нашим условиям и требованиям.

Со второй задачей значительно сложнее. Для этого нам придется, чисто исходя из логики, определить какие события и явления происходили миллионы и миллионы лет назад. Возможно ли это? Но об этом потом.

Итак, не противореча геологии, археологии и астрологии, будем исходить из предположения, что ''наши'' обезьяны это человекообразные обезьяны, обитавшие на нашей планете несколько миллионов лет назад. Предположим также, что это были прибрежные обезьяны, поскольку это нам наиболее подходит по следующей причине: - прибрежные обезьяны занимались добыванием различных моллюсков, мелких земноводных, водорослей, плодов и т.д., т.е. их пища отличалась многообразием и, если так можно сказать, - высокобелковостью. С другой стороны, именно такой образ жизни наиболее способствует, по-моему, развитию передних конечностей, выполнению этими конечностями сложных функций. К этому надо добавить, что обезьяны животные общинные, внутри стада существуют сложные взаимоотношения, а значит, существует ''язык' общения. Все это вместе взятое и способствует развитию мозга. И еще, прибрежные обезьяны проводят полуводный образ жизни, у воды и от части в воде, что делает их более чувствительными, более уязвимыми к холоду (чувствительнее, уязвимее, чем другие человекообразные обезьяны).

Все выше изложенное можно назвать необходимыми и случайными условиями для возникновения сознания:

Продолжим наши размышления. Итак, у нас имеются прибрежные, чувствительные к холоду, человекообразные обезьяны и надвигающееся глобальное похолодание.

И вот здесь мы обратим внимание на еще одно явление природы – огонь. Огонь сам по себе замечательное явление природы, а в жизни человека он играет исключительную роль, но я скажу больше: - огонь породил человека! Именно благодаря нему возникло сознание.

Итак.

Огонь в те времена был явлением, хотя и случайным, но частым, поскольку, можно предположить, что в связи с надвигающимся похолоданием, были часты столкновения теплых и холодных фронтов воздуха, что порождало молнии ну и как следствие – огонь.

Между тем погода становится все холоднее и холоднее.

И в этой ситуации, это совершенно естественно, обезьяны замечают, вернее, ощущают исходящее от огня тепло, и это тепло непреодолимо притягивает их несмотря на свой страх перед огнем. Обезьяны, в конце концов, прекрасно осознают, что от огня исходит так необходимое им тепло, и пользуются этим. Они собираются возле этого огня на ночь, греются, а на следующую ночь ищут уже другой огонь. Так продолжалось, по-видимому, много лет – Тысячи? Миллионы лет? Не могу знать. Но одно можно сказать точно: - популяция наших обезьян постепенно и неуклонно снижается, потому, как случайный огонь не мог быть полной панацеей от холода.

Но вот однажды, в одну прекрасную ночь, среди собравшихся возле огня сородичей, одна из обезьян бросает ветку в огонь. Скорее всего, непреднамеренно. Но остальные, не все, а наиболее умные из них, замечают (осознают), что ветка, брошенная в огонь – горит. Вероятно, таких ночей было не одна, а тысячи, и эта обезьяна бросала эту ветку не раз, а тысячи раз, прежде чем какая-то группа осознала что ветка, брошенная в огонь – горит, но, в конце концов, это произошло.

Вот этот момент, я так думаю, и есть момент возникновения сознания. В этот момент и возникает сознание индивидов и сознание общественное. Конечно, вся суть этого сознания состоит в том, что ветка, брошенная в огонь, горит. Примитивно? Да примитивно, но оно и должно быть таким примитивным, первое открытие человеком объективных законов природы. Оно первое, но самое великое открытие сделанное человеком, потому, что этим открытие совершается огромный качественный скачок из одного состояния в другой: - развитие живой природы с этого момента идет не только по пути копирования изменяющейся внешней среды, но и по пути познания законов природы.

Содержание
Дальше