Мир будущего - Основные статьи - Аморальность эмоциональной мировоззренческой модели
О том, что человечество неразумно, я знаю давно. Но вот что странно - зная об этом, я постоянно недооцениваю степень неразумности человечества, и всё снова и снова мне приходится отмечать, что человечество куда неразумнее, чем я предполагал вначале, и что для того, чтобы пробить броню устойчивых заблуждений, упорного избегания понимать простейшие вещи и нежелания вообще о чём-либо думать, требуется куда больше усилий, чем можно было предположить. В частности, суть концепции, которую я тут излагаю, мне всё никак не удаётся донести хоть до кого-то, хотя я делаю всё новые и новые попытки. Человечество никак упорно не хочет признавать и понимать, что оно неразумно и видеть истоки одолевающих его проблем. Так и предыдущая статья - О неразумности и внутренних ценностях, в которой я, по причине стойкого непонимания сути моей концепции, попытался начать её изложение заново, оказалась для тех, кто её прочёл, слишком сложной для понимания. Никаких адекватных отзывов, по которым можно было бы судить, что тот, кто читал, что-либо понял или хотя бы попытался подойти конструктивно к затронутым в этой статье темам, я не получил, по тем же отзывам, которые были написаны, легко было видеть, что авторы не поняли сути, да и понять её не пытались, а всего лишь, как это характерно для эмоционально мыслящих, стали высказывать свои собственные оценки и идеи фикс относительно вещей, имеющих к затронутым в статье вопросам крайне слабое отношение. Если человек задействует разум, он держит в уме, по крайней мере, суть поставленных вопросов или обозначенных проблем, и его рассуждения направлены на то, чтобы сформулировать мнение именно по этой проблеме, разобраться в ней, найти ответы на поставленные вопросы. У эмоционально мыслящих же, начинающих рассуждать на какую-то тему, ход мыслей не подчинён никакой цели, а направляется лишь случайными ассоциациями и стереотипами, он подобен луже, растекающейся по полу и не имеет никакого конструктивного характера, и именно такие лишь отзывы я получил на свою статью. Подумав над этой ситуацией, я пришёл к выводу, что, прежде чем писать продолжение, нужно попытаться объяснить всё же тезисы о неразумности человечества и необходимости перехода к новому мировоззрению ещё более подробно и доступно, и поэтому решил написать разъяснения к вышеупомянутой статье. Разъяснения будут построены следующим образом: вначале будет идти фрагмент исходной статьи, затем будут разъяснения этого фрагмента, причём эти разъяснения могут быть разбиты на части - 1я часть разъяснения на наиболее простом уровне, 2я часть - требующая для понимания немного больше мозгов, и 3я - для самых умных.
1. Сегодняшнее общество устроено неправильно. Все люди живут неправильно, все законы и традиции неправильные, все общественные организации и структуры работают неправильно. Главное, что отличает сегодняшнее неправильное общество и является причиной неправильного его устройства - это его неразумность. Люди крайне тупы и поэтому многое, что они делают повседневно, противоречит элементарному здравому смыслу. Жить так дальше нельзя. Люди настолько далеко зашли в своей неразумности, что это ведёт общество и цивилизацию к упадку, краху, глобальному кризису, при наступлении которого всем будет очень и очень фигово. На самом деле все признаки приближения такого кризиса просматриваются уже сейчас, но люди в силу своей неразумности не хотят ничего видеть. Так же, как не хотели ничего видеть древние римляне, пока их империя не пала, не развалилась и не стала добычей варваров. Миллионные города опустели, культура и технология пришли в упадок, на Европу опустилось мрачное средневековье. То же самое или ещё нечто худшее ожидает нашу цивилизацию в ближайшем будущем, если не предпринимать необходимых мер. Мы должны начать жить по-новому. О том, почему человечество неразумно, что нужно менять и на каких принципах должно быть построено новое общество, рассказывает концепция перехода к разумному обществу, которую я излагаю на этом сайте. Если вы данную концепцию не прочитаете, не поймёте, не примете как руководство к действию, человечество, страну и вас лично ждут крупные неприятности. 2. Если вы хотите знать больше о том, почему цивилизацию ждёт новое средевековье, и почему именно в ближайшем будущем, прочитайте статью о закономерностях развития цивилизации - 4хуровневая концепция развития цивилизации. 3. Практически 100% людей неразумны. Вы также неразумны с вероятностью, мало отличающейся от 100%. Тем не менее, среди общей массы неразумных есть люди, тяготеющие к разумному мировосприятию. Это значит, что эти люди (интуитивно) пытаются мыслить и руководствоваться разумом, испытывая стремление иногда поступать правильно и понимать различные вещи, но, тем не менее, не делающие этого уверенно, последовательно и систематически, не ставящие перед собой цели во всём докапываться до истины, и вообще, не удовлетворяющие критериям разумности, о которых пойдёт речь ниже. О людях, тяготеющих к разумному мировосприятию, есть статья Разумное мировосприятие как реальность.
1. Итак, все беды от дураков. Однако даже дураки не все одинаково опасны. Есть более и менее опасные дураки. Менее опасные дураки не знают о том, что они дураки, считая себя умными. Когда они делают что-то глупое, они обычно считают, что делают что-то умное. Объянить таким дуракам, что то, что они делают и вбили себе в голову - чистейший бред, очень сложно, но, всё-таки, это возможно теоретически. Опаснее вторая разновидость дураков - дураки, которым пофигу - дураки они или нет, и является ли то, что они делают, умным или глупым. Им начхать. Они думают, что вполне можно прожить и не напрягая мозги, и совершенно не заморачиваясь правильностью своих поступков, и, возможно, жить так, как им кажется, даже лучше. У дураков второго рода нет никаких определённых жизненных принципов или целей, а мотивами поступков таких дураков часто являются весьма примитивные желания и вообще то, что взбредёт в голову. Загрести побольше бабла (неважно, каким образом), тупо поразвлекаться, показать себя - их типичнейшие мотивы. По мере загнивания, упадка и деградации западной цивилизации такого рода дураков становится всё больше и больше. Нетрудно видеть, что дураков второго рода полно сейчас и в слое т. н. "элиты", и то, что они, будучи тупыми ничтожествами, считают, что добились в жизни успеха, укрепляет их в мысли об эффективности их жизненной философии. 2. Многие люди уверены, что они имеют полное право (и что вообще, это нормально) судить о тех вещах, в которых сами не понимают ничего, опираясь лишь на какие-то спекуляции, чужие оценки, распространённые стереотипы и т. п. Это один из показателей пренебрежения современных людей к разуму как таковому, к обоснованности или необосованности своих представлений. Множество обывателей, рассуждающих о тех или иных вещах, на самом деле, никогда не пытается выяснить истину, в результате, говоря о тех вещах, в которых они не понимают сами, эти люди, сталкиваясь с отличных от их собственного мнением, не пытаясь ничего уточнять и ни в чём разбираться, отсылают оппонента почитать тех или иных философов, проконсультироваться у учёных, которые "наверное, знают", почему это именно так. Либо - вообще заявляют, что истина тут никому не известна, и давайте не будем спорить, пусть каждый останется при своём "мнении". Людей, считающих, что лично они знать ничего не должны, а считающих, что пусть знают и разбираются какие-нибудь там учёные, философы, политики и т. п., и предпочитающих оставаться при своих весьма далёких от истины стереотипах, на самом деле подавляющее большинство, и это хорошо показывает, как широко распространена проблема пренебрежения людей разумом. Понятно, что ничего на самом деле зачастую не знают и эти самые учёные, политики и т. п., а логика легкомыслия, логика предпочтения общепринятых стереотипов обдумыванию и анализу проблемы, действительному поиску правильного решения неизменно приводит людей к пагубным последствиям. 3. Разумны ли люди? Разумен ли человек? Разумно ли человечество? "Ну наверно, разумно... " - скажут большинство и пожмут плечами - вообще, что это за вопрос и зачем стоит им заморачиваться, размышляя над этой самой разумностью или неразумностью. Между тем, вопрос о том, разумно ли человечество и ответ на него - вещь намного более важная, чем цены на нефть или курс доллара или любые другие вещи, которыми люди так сильно заморачиваются в своей повседневной жизни. Осознание людьми того, каков этот ответ и его важности изменило бы судьбу всей человеческой цивилизации. Но люди не хотят достаточно глубоко задумываться над этим вопросом и осознавать ответ на него, и, вообще, существование в неразумности их вполне устраивает. Непонимание того, что человечество неразумно и пренебржением разумом - две поддерживающие друг друга проблемы. Из-за того, что человечество пренебрегает разумом, оно не понимает того, что оно неразумно, а общепринятый стереотип о разумности успокаивает человечество и подталкивает людей к тому, чтобы дальше пренебрегать разумом и не особо задумываться о правильности своих решений. Тем не менее, эти две проблемы неравноценны, пренебрежение разумом - проблема, которая является более важной. Неразумность легче засвидетельствовать и показать, уж фактов абсурда в современном мире более чем достаточно. Однако неразумность, показанная на наглядных примерах, может быть понята некоторыми людьми лишь как отсутствие необходимых знаний, несовершенство имеющихся теорий и представлений, в общем, как внешняя причина. Однако, чтобы человечество стало разумным, единственным вариантом является принятие разумного подхода, разумных решений как внутренних ценностей, т. е. разумно поступать начать нужно не для того лишь, чтобы не наступило внешних пагубных последствий, а в силу внутреннего стремления. Поступать правильно, стремиться к истине (всегда и во всём) должно стать самоцелью, любой компромисс здесь невозможен. Именно поэтому в статье я сначала уделяю внимание не доказательству неразумности, а внутренним ценностям, причём не только доказательству того, что внутренней ценностью должен быть разум, а даже сначала того, что внутренние ценности вообще человеку необходимы, и что именно на их развитие нужно в первую очередь делать упор.
1. Вам следует всем задуматься о том, ради чего вы живёте и совершаете те или иные поступки в жизни. Фигово, если вы действуете лишь ради бабла, тряпок, шмоток и прочих вещей, которые вы всё равно не унесёте с собой в могилу. Мудрые люди многие тысячи лет учили неразумное человечество, что думать надо прежде всего о том, какую ты себе по жизни соберёшь карму, какие качества ты в себе воспитаешь, что из тебя выйдет в конце концов, как из личности. Эти мудрые люди были на сто пудов правы. Лучше бороться за правду и погибнуть героем, чем быть мерзким, циничным и безнравственным эгоистом, который ни во что не ставит дружбу, справедливость, патриотизм и т. п. и не верит ни в какие высокие идеалы. Да и вообще, хорошо известно, что ни деньги, ни власть, ни другие внешние атрибуты "успеха" сами по себе никому не принесли счастья. Не ведитесь лишь на внешние атрибуты, если вы в процессе погони за ними теряете собственные принципы и свой какой-то внутренний стержень, как человека и личности, такой размен будет явно не в вашу пользу. Конечно, я не утверждаю, что нужно отстраниться от реальности и уйти в пустыню, где медитировать и постигать некие высшие материи. Просто важно отдавать себе отчёт - что будет на первом месте - или вы будете приспосабливаться и подчиняться внешним условиям и внешним паттернам или будете руководствоваться внутренними ценностями, подчиняя им свои действия в реальных условиях. 2. Материалистический менталитет характерен для западной цивилизации, особенно заметно его усиление в последнее время, что является, безусловно, ярким показателем деградации и упадка и предвестием близкого краха Запада. Материалистический менталитет оказался крепко связан с распространившимися сейчас на Западе моделями общественного устройства, моделью либерализма и общества потребления. Больше ВВП, больше прибыли, больше материальных ценностей - вот пагубная парадигма бессмысленного существования, провозглашённая на Западе и заимствованная и внедрённая безумными россискими либералами. В рамках ложной материалистической парадигмы происходит искусственная объективизация стремлений и потребностей человека, искусственным образом формируется некий стандарт человека, под который и создаётся модель общественного устройства. Грубо говоря, рассматривая человека как некий материальный объект, например, как камень, который можно взвесить, измерить, определить химический состав и т. п., и записать эти показатели в книжечку, т. н. учёные, психологи, маркетологи и т. п. на Западе проводят тестирования, исследования, изучают предпочтения потребительской массы, после чего записывают в книжечку результаты и говорят "теперь мы объективно знаем, каков человек и что ему нужно". Несмотря на всю бредовость представлений об объективности человеческих потребностей и устремлений, влияние этого стереотипа очень велико на Западе. В результате, вместо того, чтобы быть собой, искать и реализовывать свои собственные цели, людей на Западе учат использовать стереотипные "успешные" стратегии поведения, приспосабливать свою личность под реализацию внешних целей (сделать карьеру, стать богатым, добиться популярности и пр. фигня, входящая в бессмысленное понятие "успешность"). Следует понимать бессмысленность и пагубность западной культуры, западных моделей общественного устройства, идущих с Запада поведенческих паттернов и образа жизни. 3. Такое понятие, как "духовность", в определённой мере является противоположным материалистическому менталитету. Что такое духовность? Неразумные люди, как и в случае с другими общими понятиями, трактуют понятие "духовность" зачастую так, как им вздумается. На деле духовность - это прежде всего ориентация на внутренние ценности, внутреннюю опору, в противовес ориентации на какие-то внешние условия, на материальные потребности. Духовный человек развивает дух и проявление духа видно в его поступках, человек с материалистическим менталитетом убивает время на приобретение материального, и его поступки подчинены тому, чтобы лучше приспособиться, создать себе "объективно" лучшую ситуацию в материальном мире. Человеку с материалистическим менталитетом зачастую очень сложно понять тех, кто говорит о духовности, просто потому, что для него духовность и дух, от которого происходит это понятие, вообще говоря, не существуют. Приверженцам материализма и вообще людям, выросшим в материалистической традиции, где объяснения большей части вещей даются исключительно в рамках материалистического подхода, сложно сообразить, где эта самая духовность, в какое место её следует запихнуть в их картине мира. Тем не менее, если бы приверженцы материализма хотя бы немножко задействовали свой разум, они бы легко смогли разглядеть и противоречивость материалистической картины мира, и увидеть под иным углом процессы в окружающей их реальности, так, что эта самая духовная составляющая отчётливо бы перед ними предстала. В западном образе жизни просматривается ещё один признак материалистического менталитета - приклеивание всех нематериальных явлений к материальным вещам. В частности, получение (грубо говоря) человеком удовлетворения от жизни, от своих достижений, также приклеивается к неким внешним, материальным вещам - например, накоплению солидного счёта в банке, приобретению себе дорогой машины и виллы и т. п., но такие представления являются обманом на самом деле, ибо человек всегда, независимо от его менталитета, испытывает удовлетворение только тогда, когда то, что он имеет, с чем сталкивается, чего достигает, соответствует его внутренним ценностям. Но т. к. в западной модели на внутренние ценности человека учат не обращать внимание, а ориентироваться лишь на "объективную", указываемую общепринятыми стереотипами ценность тех или иных вещей (в т. ч. и при выборе себе не только чисто материальных приобретений, но и при выборе, например, работы, друзей или жены), то очень часто человека, который ведётся на такие внешние критерии оценки, ожидает разочарование в жизни. Единственный вариант избегания подобной ловушки - ориентироваться на собственные внутренние критерии, а не поддаваться внешним стереотипам.
1. Материалистические (характерные для современной западной науки) представления о человеке и его развитии, особенно развитии его как разумного существа, эволюции культуры и привычек человека, крайне примитивны и далеки от реальности. В целом они выглядят так: жил-был предок человека, в один прекрасный момент он - раз! - и стал разумным, после чего начал развивать материальную культуру, а сам по себе, в своих устремлениях, качествах, привычках практически не изменился. "Люди сами по себе такие же сегодня, как и 2 или 5 тысяч лет назад" - делают бредовый вывод западные учёные. И, соответственно, раз он не менялся за тысячи лет, то с чего бы ему меняться сейчас? В рамках своей ошибочной материалистической теории западные учёные полагают, что все проявления человека, включая свойства его психики и личности имеют материальные причины. Человек счастлив? Это объясняется просто - у него в мозгу вырабатываются эндорфины. Причина счастья является чисто материальной, и здесь нет никакой мистики, говорят западные учёные. Так что давайте не будем заморачиваться, выдумывать какие-то высокие материи, чувства, душевные переживания, всё проще намного и имеет научное объяснение. В диалоге со мной один из представителей т. н. трансгуманистов вообще так прямо и заявил - "смысл жизни - в том, чтобы было больше эндорфинов в мозгу". И это, действительно, очевидно бессмысленный, но вполне закономерный логический вывод, который нужно сделать в рамках материалистических представлений. 2. "Всё развитие человечества - это технический прогресс" - заведомо ошибочная, но весьма популярная на Западе, погрязшем в материалистических представлениях, точка зрения. На самом деле люди, если брать их привычки, человеческие качества, характерные устремления, уровень разумности, менялись, и очень сильно. Не нужно даже заходить далеко вглубь. Древние римляне, которых очень любят показывать на Западе, как образец цивилизации, любили развлекаться, наблюдая кровавые побоища на своих стадионах. Во время каких-нибудь праздников на аренах гибли тысячи гладиаторов. Для подавляющего же большинства современных людей это - не весёлое, а аморальное и шокирующее зрелище. Подробнее об изменении ценностей и качеств людей на протяжении развития цивилизации см. 4хуровневую концепцию. 3. Попытка объяснять качества и поступки человека через комплекс материальных причин, это, конечно же, глупость. То, что каждый из нас, по собственному желанию, собственной воле, может совершать те или иные поступки, есть вполне очевидный факт. Легко показать, что развитие цивилизации направляется не внешними причинами, а внутренними источниками развития, через смену систем ценностей и совершенствование и усложнение мотивов, устремлений, мировоззрения людей. При этом сами люди должны менять своё мировоззрение. В рамках же материалистической парадигмы развитие заходит в тупик, поскольку текущая ситуация воспринимается просто как факт, достигнутый уровень развития человека воспринимается как некая данность, которую надо принять, и, вместо того, чтобы пытаться изменить в лучшую сторону человека, выстраивать модель устройства общества, заточенную под этот зафиксированый образец. Такой подход неизбежно ведёт не просто к останову развития, но и к утрате ценностных ориентиров, деградации и вырождению, что мы можем видеть на примере современной западной цивилизации.
1. Хотя материализмом пропитана практически вся современная наука, материализм отнюдь не является научной концепцией. Более того, путём несложных логических заключений можно легко показать, что материалистическое объяснение происходящих в мире процессов является внутренне противоречивым и приводит к абсурдным и не согласующимся с фактами выводам. То, что многие люди, считающие себя умными, в т. ч. учёные и т. д., твёрдо уверены в правильности материалистических представлений, есть ещё одно хорошее подтверждение неразумности человечества. 2. Процессы развития и усложнения нельзя объяснить в рамках материалистического подхода. Все попытки такого объяснения, например, попытка Маркса, который объяснял психические процессы "отражением" мозгом внешней реальности, получаются логически ошибочными и противоречивыми. Переворачивая с ног на голову наблюдаемые нами в реальности очевидные факты, материалисты приписывают внешней среде активную роль, роль упорядочивающего, созидательного фактора, а человеку - роль пассивную, роль объекта воздействия, формируемого различными событиями внешней среды. Легко видеть, однако, что, напротив, человек проводит усложняющую, упорядочивающую деятельность во внешней среде, играет активную роль, различные же природные факторы оказывают лишь разрушающее (в силу своей хаотичности) воздействие. Упорядочивающему фактору нет места в материальном мире. 3. Философия материализма - один из вариантов одностороннего взгляда на мир. Неспособность видеть целое, стремление выдрать один частный фактор и выдавать его за единственный, являющийся основой всего - характерная черта мышления неразумных людей, проявляющаяся практически во всех современных теориях и концепциях. Те, кто выбирает одну из частей, составляющих целое, как правило, отрицает другие его части. В частности, те, кто отрицает односторонний материалистический подход, становятся на точки зрения других односторонних теорий (не менее ошибочных) - субъективного и объективного идеализма. На самом деле истинное представление о мире состоит в синтезе представлений данных теорий.
1. Большинством людей, выросших в традициях современной материалистической западной цивилизации, религиозные представления, с их упоминаниями о душе и загробной жизни, кажутся не имеющим отношения к реальности бредом. Да и для тех, кто декларирует свою приверженность к религии, эта приверженность выражается в основном в следовании каким-то риуталам и традициям, нежели к тому, чтобы всерьёз воспринимать тезисы о необходимости спасения души и т. п. Однако душа и загробная жизнь - не бред. Эти вещи существуют на самом деле, хотя и весьма искажённым образом описаны в традиционных религиях. Так что увы, товарищи материалисты, не придётся вам, прожив жизнь бездумно и бессмысленно, списать со счетов всё, что в ней было. Вы потеряете лишь всё материальное, а вот ваша личность останется с вами, и именно в том состоянии, в которое вы её привели. Подумайте хорошенько, что более разумно - копить и собирать то, что вы всё равно потеряете, либо не портить и совершенствовать то, что вы сохраните. 2. "Любишь кататься - люби и саночки возить". Эта пословица хорошо применима не только в материальной жизни. Закон кармы никоим образом не минует и вас, в результате ваше легкомыслие, ваши ошибки, ваша приверженность лёгкому и простому пути, вместо того, чтобы внутренне собираться и искать правильное решение - всё это станет для вас взятым в банке кредитом, который вам всё равно придётся выплачивать. Всегда старайтесь исправлять сделанные ошибки. "Сделан плохой выбор, значит всё равно сделан" - не тот лозунг, которому хоть один раз в жизни стоит следовать. Также стоит иметь в виду, что никакие внешние обстоятельства не являются оправданием вашим ошибкам, если вы знаете, что поступаете неправильно.
1. Догмы западных материалистов и установки, характерные для западного образа жизни, не могут привести ни к чему. Не нужно считать, что обладание какими-то внешними вещами, деньгами, должностью, дипломом престижного вуза приведёт вас к успеху. Ключ к настоящим достижениям, о чём знают все действительно выдающиеся и добившиеся успеха люди, это не внешние атрибуты, а внутренние качества и способности. Развивайте их прежде всего, не рассчитывайте всё получить лёгким путём, но и не опускайте руки, когда у вас что-то не получается - удача сопутствует тем, кто верит в себя.
1. Я долго говорил о важности и решающей роли внутренних ценностей. Теперь пришла пора рассмотреть их роль применительно к развитию общества и цивилизации. В начале 20 в. русский историк Гумилёв разработал теорию развития локальных цивилизаций, в которой есть очень много интересных вещей, но главная из них заключается в том, что основным ресурсом, решающим фактором, который даёт цивилизации силу, является не какая-то там фигня типа объёма ВВП или числа нефтяных запасов, и даже не научно-технический потенциал или численность населения, а совсем другая вещь. Эта вещь - уровень пассионарности, или, иначе говоря, уровень развитости у людей конструктивных идей, уровень их активности, энтузиазма, веры в себя и неудержимого желания совершить что-нибудь великое. Теория Гумилёва подтверждена на множестве исторических примеров и все они ярчайше доказывают данный тезис. Поэтому картина современной России, поражённой ложными западными образцами, культом эгоизма и потребительства, существующей в атмосфере всеобщей пассивности и отупения, засилья коррупции, преступности, наркомании и прочих деструктивных явлений, в общем, картина явного дефицита пассионарности наводит меня на крайне печальные мысли. Всё фигово, и если не побороть этот пассивно-деструктивный настрой, то никто нам уже поможет. Я открыл даже специальную тему на форуме, для обсуждения способов преодоления этого упадка пассионарности, но пока мало кто написал в неё что-либо умное. Может быть, судьба России волнует хотя бы вас? 2. Судьба западной цивилизации, погрязшей в деградации и упадке, предрешена. Процессы, связанные с завершением 3го этапа, описанные в 4хуровневой концепции, уже идут и отмеряют ей последние десятилетия или годы. Варвары уже радостно потирают руки в ожидании добычи. Арабы и турки уже рисуют карты своих новых владений в Западной Европе. Чернокожий сержант уже готовится распустить США, как сделал это когда-то Одоакр с Западной Римской империей. Мечеть Парижской Богоматери, описанная Еленой Чудиновой, скоро станет реальностью. Сохранятся лишь те страны, которые откажутся от смертельных западных ценностей и моделей, и это, как можно скорее, должна сделать и наша страна. Следует как можно скорее предпринять всё возможное для смены гибельного либерального курса.
1. Деградировавшие и растерявшие всю пассионарность люди на Западе придерживаются неправильной стратегии существования. Во многом эта ложная стратегия распространена и в России. Суть такой стратегии - в ориентации на внешние источники удовлетворения. Не только секс, наркотики и рок-н-ролл, но даже работа или семья могут быть такими вещами. Мысленно уберите от себя те вещи, к которым вы привязаны - станет ли вам очень фигово? Если да, то вы не прошли тест. Человек должен ориентироваться на внутреннее развитие, даже если общается с другими людьми, что-то делает для них. Терять собственную внутреннюю опору очень опасно, если это будет происходить, вы навредите и сами себе, и окружающим, даже если будете руководствоваться благими намерениями. 2. Путь саморазвития правилен, путь потакания себе опасен. В первом случае вы служите своему идеальному "я" (в религии - божественному началу в себе), которое говорит вам, каким вы должны быть, побуждает реализовать свои лучшие устремления, во втором - своему наличному "я" (в религии - земному, низменному началу), подталкивающему то и дело к тому, чтобы получить удовольствие здесь и сейчас, а не строить и выполнять правильный план приведения себя к вершинам духа и внутренней гармонии. Это не всегда легко, но ложные компромиссы с самим собой - дать себе поблажку как компенсацию каких-то неприятных вещей не приведут ни к чему хорошему. Нужно вырабатывать в себе устойчивость как ко всяким неприятным вещам, так и ко всяким соблазнам. Тогда вы станете духовным титаном, которому всё нипочём. 3. Вопросы саморазвития довольно сложны. Вообще, стоит отметить, что огромная куча людей легко ухитряется путать, опять-таки, внутреннее саморазвитие с увлечением какими-то внешними атрибутами. Не ищите решение этой задачи нигде. Не читайте книг о том, как нужно саморазвиться, не путешествуйте в Индию ради освоения экзотических духовных практик, не ищите источники для САМОразвития нигде вовне. Решайте те проблемы, которые у вас есть и которые вас беспокоят. Анализируйте свои представления, ищите причины того или иного отношения к вещам, те хили иных переживаний, вылавливайте и разбирайте источники смутных сомнений. Есть тупые психологи, озвучивающие стереотипы западной психологии, подобно Н. Козлову, которые утверждают, что человеку стоит отбросить нафиг все свои заморочки и вливаться в толпу жизнерадостных идиотов, нашедших счастье в следовании тупым массовым паттернам. Не читайте их глупых книжек и не следуйте их глупым советам для глупых же обывателей, а ищите собственное решение любых ваших проблем, пока не осознаете, что оно правильное.
1. Условия внешние, конечно, влияют на развитие человека. Если, например, ребёнку потакают, поощряют все его капризы, создают тепличные условия, не требуя от него каких-либо достижений, есть большая вероятность, что он вырастет глупым, избалованным эгоистом, склонным лишь к праздному времяпрепровождению, ничего из себя не представляющим и ни на что не способным. С другой стороны, и чрезмерно тяжёлые условия, постоянные незаслуженные обиды и нападки со стороны окружающих тоже не будут способствовать формированию нормальной личности. 2. Внутренние ценности не являются постоянными и не являются абсолютными. В зависимости от ситуации и в зависимости от эпохи будет актуальным следование тем или иным ценностям. 20 лет назад, в начале нашей эры было актуальным следование ценностям, связанным с эмоциональным мировоззрением - любовь к ближнему, милосердие и т. п., сейчас, однако, эмоциональное мировоззрение не направляет, а тормозит развитие, его ценности деградируют и обращаются в извращения. Сейчас надо переходить к ценностям разума. С другой стороны, по отношению к группе агрессивных тупых идиотов бессмысленно изначально пытаться взывать к разуму и приводить рациональные аргументы. Будет правильно сначала применить к ним силу, сломить их ложные психологические установки, и только потом объяснить им, что они неправы.
1. Если создают цивилизации и ведут к величию героические пассионарные личности, то разрушают тупые, наглые, самодовольные идиоты, которые почему-то уверены, что всё, что создано предыдущими поколениями, создано лишь для того, чтобы именно они всё это тупо прожрали, растратили, профукали. К сожалению, во многом подобные настроения царят и в сегодняшнем (российском) обществе, в особенности среди молодёжи, выросшей в 90-е. "А почему бы пенсионеры не уехали из Москвы и не отдали свои квартиры нам, молодым и перспективным?" - вот примерно такой вопрос я видел на ответах mal.ru от подобного идиота или идиотки. На БАМ этих паразитов, на целину, в колхозы! 2. Циклическое развитие наблюдается практически во всех странах. Общество могло бы развиваться без потрясений, если бы не закрывались точки роста, если бы намеченные цели, приоритеты, модели функционирования не превращались в догмы, не консервировались, оставались бы открытыми для корректировки и пересмотра. Увы, на практике практически всегда получается, что люди не понимают тенденций и перспектив, что большинство предпочитает следовать логике "всё и так хорошо, зачем что-то менять?" Такая позиция неизбежно открывает дорогу для кризисов, катастроф и, возможно, гибели страны или цивилизации. Достаточно интересно и подробно "типовая" схема развития локальной цивилизации описана у Гумилёва, вы можете её почитать (продолжительность цикла развития, естественно, может быть совершенно различной, хотя Гумилёв пытался выводить там какие-то конкретные цифры).
1. Как и по отношению к другим общим понятиям, по отношению к понятию "разум" у людей сложилась практика использования его во множестве произвольных и ложных смыслов. Это одна из причин, почему люди слабо въезжают в смысл моего тезиса о том, что люди неразумны и должны стать разумными. Например, можно сказать "он разумно вложил деньги" (выгодно) или "устанавливайте разумные цены" (не слишком жадничайте) и т. п. В результате, наверно, у многих призыв "давайте поступать разумно" ассоциируется с призывом "давайте вести себя хорошо, давайте исходить из благих намерений" или понимается ещё каким-нибудь превратным образом. Поэтому я ещё раз поясню на всякий случай - неразумность современного человека в моём понимании есть, прежде всего, качественно то же самое, что неразумность маленького ребёнка или животного - неспособность понимать простейшие вещи, неспособность делать самые элементарные логические выводы, неспособность демонстрировать осмысленные реакции.
1. Разумные люди совершают созидательную, конструктивную деятельность. Деятельность неразумных - деструктивна, она приводит к деградации, разрушению и хаосу. Вместе с тем и дом, который начали строить криво, иногда надо снести, чтобы построить его заново правильно. 2. Внешние факторы обычно действуют случайно. Поэтому ориентация на внешние факторы, на стратегию приспособления, движения по наиболее простому пути (что характерно для современной западной цивилизации) неизбежно ведёт к саморазрушению. Правильный путь разума - это реализация всегда своего собственного внутреннего плана, борьба с трудностями.
1. Все люди иногда думают. Например, у вашего автомобиля оторвалась дверца. "Интересно, что можно тут предпринять? Можно ли её как-нибудь приладить?" - думаете вы. Или - виснет компьютер. "Из-за чего это может быть?" - думате вы, пытаясь предположить причину. Вы задействуете разум, пытаясь найти правильное решение. Однако часто, принимая то или иное решение, провозглашая то или иное мнение и т. п., люди совсем не думают. Они не задействуют свой разум или задействуют его извращённым образом, подбрасывая в формулировку вопроса, над которым пытаются размышлять, заранее ложные, иррациональные тезисы. Например: "почему рыночная экономика эффективнее плановой?" (заранее заложен тезис, что рыночная экономика эффективнее плановой). Вообще, стандартная картина, которую мы можем наблюдать в современном обществе - картина, когда люди не обдумывают, не аргументируют свои тезисы и поступки, не пытаются искать правильное решение, а действуют, руководствуясь догмами, эмоциями, мнением, господствующим в их окружении и т. п., в общем случае, всякими ложными и иррациональными предпосылками. Такая практика пронизывает все сферы и уровни общества - повседневную жизнь, политику, науку и т. п. Человек, который является разумным или тяготеет к разумному мировосприятию, испытывает постоянную склонность к обдумыванию своих решений и действий. Склонность к обдумыванию и дискомфорт, возникающий в ситуации, когда ему неизвестно или непонятно правильное решение, являются качеством, интегрированным в его личность. Разумный человек не склонен высказывать поспешные мнения или давать необдуманные оценки, он склонен сначала разобраться в ситуации, проанализировать возможные варианты, взвесить все за и против и т. п., и только после этого принимать решение. Для человека же неразумного обдумывание каких-либо вещей является спорадическим, ситуативным явлением. Относительно основных вещей, которые присутствуют в его жизни и его представлениях о мире, у него нет никакой хоть сколько-нибудь обоснованной позиции, а типичные основания принимаемых им решений имеют иррациональную природу. 2. Разумность есть не просто способность к решению каких-либо задач. Разумный человек (или человек, тяготеющий к разумному мировосприятию) имеет иную систему ценностей, иное отношение к вещам, иные качества личности. Он иным образом ведёт себя в обычной жизни. Например, вы опоздали или не пришли на какую-нибудь важную встречу. Разумный человек попытается сперва выяснить, какова причина, сделали ли вы это специально или вам объективно что-то помешало, типичная же реакция эмоционально мыслящего будет "Я тебя столько ждал(а), а ты, такой-сякой... и т. п.". 3. Неразумность современных людей чудовищна, но большинством этот факт совершенно не замечается. Как подтверждение неразумности животных, современные учёные приводят пример, что, скажем, собака не понимает смысл слов или фраз, а реагирует лишь на отдельные близкие по звучанию к выученным ей командам (например, "бежать", близкое по звучанию к команде "лежать"). Однако современные эмоционально мыслящие люди совсем недалеко ушли от животных. На самом деле они в большинстве случаев тоже не понимают общего смысла сказанного или прочитанного текста, а реагируют лишь на отдельные привычные для них слова или фразы. Прочитанный текст вызывает у них ту или иную эмоциональную реакцию, в зависимости от того, какие оценочные ярлыки приклеены в сформировавшейся у них оценочной матрице к отдельным встреченным ими в тексте словам или фразам. В итоге, в зависимости от преобладающего "знака" оценок встреченных им в тексте слов или фраз, эмоционально мыслящий выдаст заключение от "да, всё правильно, со всем согласен", если оценки положительные, до "всё ерунда, туфта, бред", если они негативные. Однако выдавая такие оценки, человек всё равно не понимает в тексте ничего. Основа их оценок - не понимание сути, а лишь эмоциональный фон. Забавно было наблюдать, например, как некоторые люди меняли свои оценки каких-то моих статей от "всё правильно, со всем согласен" до "да ничего неправильно, всё это ерунда", после того, как я не соглашался с ними по какому-нибудь вопросу. Следствием из описанного механизма восприятия текста эмоционально мыслящими является то, что люди делают диаметрально противоположные выводы относительно текстов, имеющих один и тот же смысл, но сформулированный в несколько различных словах и выражениях. Причём и формальный уровень образования, осведомлённости в теме не помогает эмоционально мыслящим побороть данные особенности восприятия (см., напр., эмоциональные искажения законов вероятности).
1. От показа неразумности на отдельных примерах я перехожу к строгому обоснованию тезиса о неразумности человечества. Во-первых, для чего человек задействует разум и думает? Для того, чтобы понимать непонятное. Мнение разумного человека, его решения и выводы основаны на понимании вещей. Понимание какого-либо явления - наличие в голове ясной и законченной схемы или модели данного явления, которая позволяет объяснить все его особенности. Специфические, необычные, сложные явления человек понимает, разлагая их на элементы, объясняя через вещи более простые и самоочевидные. В конце концов, явление, которое он понял, человек может объяснить своими словами, через простые, очевидные вещи. В современном обществе люди не понимают очень многих вещей. Большинство людей не понимают даже тех вещей, о которых им долго и упорно рассказывали в школе, вузе и т. п., тех, с которыми сталкиваются постоянно в повседневной жизни и на знаниях о которых держится современная цивилизация. Человек, который понимает явление, имеет в голове целостную картину, схему, модель этого явления. Разумный человек понимает действительность, следовательно, он имеет в голове целостную картину, схему, модель, действительности, иными словами, все его представления о действительности увязаны в единое целое. Есть ли у современного человека целостное представление о действительности? Его нет, это ясно как день. Его не просто нет у отдельных невжественных людей, его вообще нет у современной цивилизации. Представления о мире и вещах у людей, кусочны, противоречивы, догматичны. Люди не понимают реальность вокруг, они не имеют целостного представления о ней, и поэтому они неразумны. 2. Понимание какого-либо явления требует от человека способности увязывать между собой различные части этого явления. Рассмотрим для иллюстрации фрагмент из сказки "Приключения Незнайки и его друзей": Не зная, что еще сказать, он посмотрел на Пончика, который молча грыз Здесь Пончик видит только одну часть явления - уменьшение сахара, который он съест, но не видит связанную с этим вторую часть - увеличение своего собственного веса. Это очень простой пример, но он хорошо показывает, как кусочность восприятия, неспособность видеть связь между частями целого приводит к совсем неправильным выводам. 3. Ещё немного об упомянутом в фрагменте, который я сейчас разъясняю, качественном переходе между пониманием и непониманием. Был приведён пример со складыванием мозаики. При помощи этого примера можно проиллюстрировать следующую вещь. Понимание явления, и, в частности, понимание действительности, и, как следствие разумность, не обязательно требует совершенно полного представления, вплоть до самых мельчайших деталей, это явления. Достаточным условием будет понимание сути явления, т. е. человек должен видеть общий каркас, план, стержень, на котором можно выстроить полную схему. Поэтому при попытках разобраться в явлении, накоплении информации об этом явлении, продвижении в его изучении сначала явление нужно считать качественно непонятным, пока не открыта суть, когда же суть открыта, явление становится качественно понятным, и достроить полную картину после понимания сути не составляет уже большого труда.
1. Если одним из признаков разумности человека является понимание вещей, то вторым признаком будет, естественно, способность приходить к пониманию вещей, способность понимать непонятое, разбираться в неведомом, находить ответы на новые вопросы и решения актуальных задач. Легко видеть, как показано в разъясняемом фрагменте, что такой способности у современных людей также нет. 2. Проблемой современных людей является не только то, что они не понимают, но и то, что когда они пытаются понять, у них не получается. Причиной этого является множество ложных привычек, заблуждений и стереотипов, укоренившихся к настоящему времени, в т. ч. касательно методов исследования и построения научных теорий, а также крайне смутное представление о том, что такое истина, в чём, собственно, никто всерьёз разобраться и не пытался.
1. Наконец, мы добрались и до главного признака и доказательства неразумности, главной проблемы современных людей, с решения которой, собственно, и следует начинать. Если вторым признаком разумности будет способность приходить к правильному пониманию вещей, то фундаментальным и основным признаком - желание приходить к правильному пониманию вещей, которое у современных людей тотально отсутствует, причём у большинства - отсутствует напрочь, а у меньшинства - возникает время от времени и исключительно в специфических областях. Прочность данного признака неразумности, нежелания людей приходить к правильному пониманию вещей хорошо иллюстрирует прочно укоренённый стереотип об инструментальной роли разума, роли разума, как вспомогательного, второстепенного инструмента, нужного не как сам по себе, а как средство для решения возникающих иногда задач. Для решения даной проблемы нужно срочно внедрять систему ценностей, основанную на разуме. Помогите решению проблемы неразумности человечества - оставьте где-нибудь ссылку на эту статью! Обсудить данные разъяснения можно на форуме в этой теме.
|
|
БСН, 16.03.2008 |