Мир будущего - Основные статьи - О разумном подходе и мышлении

Путаница с понятиями характерна для современных людей. Они часто путают понятия, сходные по значению, придают понятиям значения, лишь частично отражающие их смысл, либо, наоборот, неправомерно его расширяющие, склеивают значения понятий однокоренных, но различных. И придав понятиям неверный смысл, строят потом рассуждения и делают выводы. Поэтому, прежде, чем говорить о разумном подходе и мышлении, уточним ещё значения некоторых понятий.

Разум - некий источник в личности человека, позволяющий ему осмысленно смотреть на мир и продуктивно мыслить. Становится ли человек и его выводы, решения, действия разумными лишь по факту наличия у него разума и возможности мыслить? Очевидно, нет, понятие "разумный", за исключением употребления его в названии вида Homo Sapiens, т. е. Человек Разумный, где оно является на самом деле частью названия, а не имеющей самостоятельный смысл характеристикой, имеет другое значение. Нам понятно, что человек может вести себя разумно, а может неразумно. При этом под разумным поведением подразумевается такое, которое является правильным с точки зрения разума. Мы понимаем, что разум не просто генерирует мысли от нечего делать, а ищет ответы на вопросы, правильные решения, которые может найти, а может и нет. Человек может ошибиться, а может просто не захотеть поступать разумно. Поэтому один может поступить правильно с точки зрения разума, поступить разумно, а другой, несмотря на наличие разума, неразумно.

От чего зависит, будет ли человек поступать разумно? Здесь я уже писал о наиболее общих критериях разумности, они же являются и основными условиями того, чтобы человек поступал разумно. Но на практике факторов, влияющих на то, будет ли человек принимать разумные решения и делать разумные выводы, довольно много, и с этим нужно разобраться более подробно.

Первым шагом к разумности, является, конечно, тяга к разумному мировосприятию. Т. е. привычка и стремление человека задействовать разум для осмысления окружающих его вещей, при принятии решений, привычка самостоятельно думать, делать разные выводы. Если человек начинает осознанно и системно применять разум к принятию наиболее важных решений, определению фундаментальных ценностей и приоритетов, построению своей картины мира, можно говорить о формировании у него разумного мировоззрения. Но достаточно ли этого, чтобы человек стал поступать в основном разумно, стал уверенно принимать правильные, разумные решения? Нет.

Если человек мыслит, он не обязательно мыслит правильно и продуктивно. Человек может много мыслить, приходить к различным промежуточным результатам. Однако важен не сам процесс мышления, а его результат. Этот результат должен быть правильным. Если мышление приводит к правильному результату, оно продуктивно, если нет - оно бесполезно. Этот простой принцип, к сожалению, не понимают подавляющее большинство людей, включая ТРМ. Многие из них гордятся самим фактом того, что они о чём-то самостоятельно думают, генерируют какие-то собственные мысли и идеи. Но просто размышления, если они непродуктивны и неправильны, могут принести больше вреда, чем пользы, т. к. приведут к ложным выводам, которые человек запомнит и закрепит в своих представлениях, к формированию идей фикс, к замусориванию картины мира в целом. Поэтому важно не просто думать, а стремиться к реальному пониманию вещей, думать над реальными, правильно поставленными вопросами и задачами и получать правильный результат. Однако как убедиться, что ты мыслишь продуктивно и получаешь правильный результат? В некоторых простых случаях, например, если ты решаешь чётко поставленную техническую проблему, правильность решения можно сразу проверить на практике. Но в общем случае, например, если речь идёт о каких-то сферах общественной жизни, сами задачи и проблемы не очевидны, а все последствия любых решений проявятся далеко не сразу. Но что же делать? И вот здесь мы приходим к такому понятию, как разумный подход.

Разумный подход - это правильный подход к мышлению с позиции разума, это такой подход, который ведёт к формированию правильных представлений и принятию правильных решений. Разумный подход это не есть непосредственно работа разума, какие-то представления или набор приёмов и методов мышления, это система принципов и критериев, придерживаясь которых, вы будете уверены, что мыслите правильно, что ваш разум идёт к решению задачи, не сбиваясь с пути и не делая таких ошибок, которые заведут вас в тупик.

Конечно, можно было бы предположить, что люди, у которых выработалась привычка мыслить, имеют опыт успешного использования мышления и, по крайней мере, интуитивно представляют себе принципы правильного мышления. К сожалению, это верно лишь в некоторой, но явно недостаточной степени. Даже ТРМ не понимают базовых принципов разумного подхода, что приводит к грубым ошибкам в мышлении и принимаемых ими решениях (о некоторых характерных ошибках я уже писал ранее), так что их поведение оказывается довольно далеко от разумного.

Изложить даже базовые принципы разумного подхода в одной статье невозможно, это будет сделано позже в целом цикле статей. Однако здесь я расскажу о некоторых важных моментах, касающихся разумного подхода, и упомяну о некоторых принципах.

Реальный мир отличается от наших представлений о нём (даже наша личность отличается от наших представлений о ней). Когда нам кажется, что наше восприятие и представления отражают реальный мир, это иллюзия. На деле наши представления - лишь модель реального мира, очень неполная и во многом неправильная. Но когда мы размышляем о чём-то, мы опираемся именно на эту модель и оперируем её элементами. Главный вопрос при этом состоит в том, насколько хорошо на основании этой модели мы можем предсказать, что происходит или будет происходить в реальном мире. Сила разума заключается в том, чтобы построить хорошие модели реального мира, точно отражающие определённые его стороны, и на их основании уверенно предсказывать то, что в нём происходит и будет происходить. Сила разума - в ясном понимании вещей. Если у вас нет ясного понимания, вы не можете поступать разумно. Вы вынуждены опираться на предположения, действовать методом проб и ошибок. Поэтому главный принцип разумного подхода - всегда отдавать себе отчёт, обладаете ли вы ясным пониманием и всегда по возжможности стремиться придти к ясному пониманию.

Большинство представлений современных людей не построены на основе хороших, правильных моделей. Что же вместо них? Вместо них - эмпирические данные и полуэмпирические модели на их основе. Проблема этого пласта эмпирических и полуэмпирических представлений в том, что они построены на поверхностном наблюдении за явлениями и не отражают достаточно правильно их внутреннюю сущность и реальные причинно-следственные связи. Приведём несколько примеров. Ребёнок по достижению определённого возраста начинает разговаривать. Понятно, что учится этому он от окружающих его людей. Но в древности люди полагали, что способность разговаривать - это некое врождённое качество человека. Основываясь на этом представлении, некоторые цари проводили эксперименты, чтобы выяснить, на каком языке заговорят дети, если взрослые не будут "сбивать" их, разговаривая на своём языке. Предполагалось, что они должны заговорить либо на языке того народа, к которому принадлежат, либо на неком самом первом и древнем языке. Разумеется, дети, с которыми никто не разговаривал, вообще ни на каком языке так и не заговорили. Другой пример. В древности люди полагали, что скорость падения тел зависит от их веса - тяжёлые тела падают быстрее, а лёгкие - медленнее. Эмпирически для большинства брошенных с высоты предметов действительно наблюдается такая зависимость, однако сделанный на основе таких наблюдений поверхностный вывод не учитывает, что на падающее тело действуют две силы - сила тяжести и сила сопротивления воздуха. Сила тяжести зависит от массы тела, а сила сопротивления - от его размеров и формы и соотношение этих сил определяет скорость падения. В вакууме же тела любой массы падают одинаково. Ещё пример. В древности на основании поверхностного сходства люди причисляли китов к рыбам и даже Линней в первой классификации живых организмов приписал китов к рыбам (хотя позднее и исправил эту ошибку). Однако более подробное рассмотрение и сравнение существенных признаков китов и рыб позволяет понять, что киты - это совсем не рыбы (хотя и похожи на них внешне), а водоплавающие звери.

Таким образом, на основе эмпирических данных можно делать какие-то поверхностные выводы, которые с некой вероятностью (тем большей, чем ближе ситуация к той, на основе которой наблюдатель сделал подобные выводы) позволяют делать какие-то предсказания. В этом нет ничего страшного, если человек отдаёт себе отчёт в том, что эти выводы неточны, что они имеют вероятностный характер, а предсказания, сделанные на их основе, имеют лишь определённую степень правдоподобности и них нельзя быть уверенным на 100%. К сожалению, люди в подавляющем большинстве не видят разницы между выводами, сделанными на основе ясного понимания, и правдоподобными предположениями, сделанными на основе эмпирических данных, не умеют различать точную модель от полуэмпирической модели. Более того, они любят расширять поверхностные выводы, сделанные из каких-то частных наблюдений, на большой класс явлений, придавать этим выводам характер абсолютной истины, строить искусственные теории на их основе.

Подробное описание того, как строить правильные модели и приходить к ясному пониманию вещей, выходит за рамки данной статьи. Но, как минимум, отличить правильные выводы и представления от полуэмпирических, сравнительно несложно. Разум сам по себе достаточно хорошо умеет определять и подсказывает вам, достаточно ли хорошо вы что-либо понимаете, либо нет. Проблема в том, что большинство игнорируют эти подсказки разума и нередко волевым усилием заставляют себя считать правильными те или иные догмы. Некоторые другие признаки того, что модель является правильной, таковы:

  • Модель непротиворечива (это касается как отсутствия внутренних логических противоречий, противоречий здравому смыслу, так и объяснимых противоречий с фактами);
  • Модель включает и объясняет все существенные стороны явления;
  • Модель построена на фактах, логике и очевидных вещах;
  • Нет альтернативных вариантов описания явления, относительно которых нельзя было бы уверенно сказать, что они неверны.

Ниже в краткой форме некоторые принципы разумного подхода.

1) Нужно всегда отдавать себе отчёт, насколько ясно вы понимаете что-либо. Если вы что-то не понимаете достаточно ясно, нужно либо в этом разобраться, если это возможно, либо отдавать себе отчёт в том, что ваше понимание в данном вопросе является недостаточным. В тех вопросах, где ваше понимание является недостаточным, нужно действовать взвешенно и осторожно, избегая категоричных выводов и решений, максимально стараться прояснить ситуацию и проверить правильность своих выводов, всегда быть готовым к ошибке. Не пытайтесь построить искусственную теорию, сформулировать определённый ответ на вопрос в области, где у вас нет достаточного понимания, как бы вам не хотелось этот вопрос "закрыть" и двигаться дальше. Стремитесь найти правильный ответ, а не просто дать ответ, стремитесь найти правильное решение задачи, а не просто решить задачу (см. также).

2) Соблюдайте логику. Казалось бы, банальная рекомендация, про которую все знают, но, как это не удивительно, подавляющее большинство, включая тех, кто говорит о необходимости соблюдения логики, не соблюдают логику.

Какой вывод логически правилен? Логически правилен такой вывод, который с необходимостью следует из исходных утверждений, не оставляя альтернативных вариантов. К сожалению, большинству под логикой нравится понимать возможные выводы, но совсем не необходимые, да ещё и вдобавок игнорировать очевидные логические нестыковки. И такая ситуация наблюдается даже в области естественных наук, не говоря уже о других сферах. Среди типичных логических ошибок очень распространены ошибки типа "часть - целое", объявление некой гипотезы правильной на основании косвенных подтверждений, введение в цепочку рассуждений домыслов и необоснованных догм и т. д.

3) Не игнорируйте те стороны проблемы, факты, аргументацию, которые вам не нравятся, противоречат текущей точке зрения или не укладываются в ваши представления. Многим людям очень хочется отбросить всё, что не вписывается в их картину мира, а учитывать только то, что её подтверждает. Иногда действительно проще взять только какую-то часть явления и попытаться её изучить, т. к. рассмотрение всего явления целиком слишком сложно, есть смысл также отбрасывать второстепенные детали, которые не имеют отношения к пониманию сути явления. Однако в общем случае такая практика приведёт к формированию примитивных, односторонних и искажённых представлений. Помните, что правильным представлением может быть только полное и целостное.

4) При анализе любого вопроса стремитесь проникнуть в суть, а не концентрироваться на второстепенных, малосущественных деталях. При решении задачи обращайте внимание на то, что для этого решения имеет существенное значение. Помимо того, что второстепенные детали отнимают лишнее время и силы, у многих людей при подходе к какому-то вопросу мышление в таких деталях сразу завязает, они уходят в сторону от сути вопроса и так к ней и не подступают.

5) Каждый вывод, теория, модель имеют свою границу применимости. Эту границу применимости нужно видеть. Повсеместная ошибка, которую делают люди, заключается в абсолютизации каких-то выводов, которые верны в некоторых условиях, но теряют свою справедливость при их изменении. Никакие представления не должны существовать в виде изолированных догм, всегда нужно отдавать себе отчёт, на основании чего эти представления получены и в каких условиях они справедливы.

6) Мощь разумного подхода не в том, чтобы решить какую-то проблему здесь и сейчас, получить быстрый результат. Мощь разумного подхода в накоплении потенциала и работе на перспективу. Вы можете решить какую-то проблему эмпирическим путём, но, скорее всего, это будет временное решение, вы получите лишь видимость результата, не устранив исходных причин её появления. Разумный подход потребует, вероятно, куда больше времени и усилий, чтобы разобраться с проблемой, но зато решит её кардинально, раз и навсегда, обладая пониманием причин проблемы, вы предотвратите появление подобных проблем в будущем. Вообще, большинство людей любит "замерять" правильность и полезность идеи по актуальному результату, что приводит их к поспешным оценкам и глупым выводам. По этой причине, например, многие полезные изобретения прошли путь в сотни и тысячи лет от появления в виде идей и прототипов до внедрения в жизнь.

Более того, разумный подход предполагает, что ситуация просчитывается заранее, план развития и решение потенциальных проблем готовятся заранее. Разумный подход предполагает некий "запас", когда мы уже сегодня проработали то, что будем делать завтра. Ориентация же только на актуальное состояние приводит к накоплению проблем, которые в тот момент, когда они становятся очевидными и необходимость их решать становится очевидной, уже не могут быть решены быстро и просто, для их решения не хватает ни времени ни ресурсов, ситуация выходит из-под контроля и всё заканчивается кризисом или крахом. В истории предостаточно примеров подобного развития событий, показательными и наглядными примерами такого рода являются, например, мировые экономические кризисы или крах Российской империи и распад СССР.

7) Разумный подход является единственным фундаментом, на котором мыслящие люди могут найти взаимопонимание друг с другом. Сегодня мыслящим людям почти невозможно понять друг друга. Этому есть множество причин. Например, в силу малой разумности каждого человека в представлениях относительно сложных вещей есть масса пробелов, в результате чего каждый строит наиболее удобные для него и специфические полуэмпирические модели. При этом все эти модели абсолютно не стыкуются друг с другом, каждый исходит из своего представления и не принимает точек зрения других. Помимо этого люди часто забывают, что то, что знают и понимают они, не обязательно знают и понимают другие, что то, что кажется очевидным им, не обязательно кажется таковым остальным. В результате диалог выстраивается по принципу "ты не понимаешь очевидного, значит ты дурак", при этом человек как не предпринимает усилий достаточно объяснить и аргументировать свою точку зрения, так и точку зрения оппонента понять не пытается.

Правильная дискуссия между мыслящими людьми должна строиться, исходя из установки, что необходимо разобраться в определённом вопросе, установить истину, что ко всем аргументам нужно относиться одинаково и беспристрастно, что вес имеют только обоснованные и логически доказанные аргументы, а не голословные утверждения, поданные под видом истины. Также, если обсуждается важное решение или план, каждый должен исходить из установки, что взаимопонимание может быть достигнуто и должно быть достигнуто и должно быть принято согласованное решение, т. к. вариант, когда каждый останется при своём мнении и будет действовать, исходя из него, заведомо худший.

Часть 2

Близкие по теме статьи:
Обсудить эту статью на форуме
БСН, 8.09.2016