Мир будущего - Основные статьи - Особенности мышления эмоционально мыслящих - 2

Эта статья является продолжением статьи "Особенности мышления эмоционально мыслящих", написанной ранее. Напомню, что эмоциональное мышление - это такой стиль мышления, при котором деятельность разума полностью подавляется эмоциональной сферой, а для обоснования своих суждений и выводов человек упорно использует иррациональные приёмы. Эмоциональный стиль мышления весьма устойчив - человек, который привык следовать ему постоянно, игнорирует любые, самые очевидные соображения здравого смысла и не способен следовать самым элементарным правилам логики. Хотя эмоциональное мышление связано с эмоциональным мировоззрением, следует различать эти вещи: если эмоциональное мировоззрение - это (сознательная) опора на стремления и ценности, которые лежат в эмоциональной сфере, эмоциональное мышление - это нарушение и искажение процесса мышления под влиянием эмоциональной сферы. В принципе, возможно как эмоциональное мировоззрение без эмоционального мышления (т. е. человек мыслит правильно, но всё равно отдаёт предпочтение эмоциональному комфорту, а не разумным стремлениям), так и эмоциональное мышление без эмоционального мировоззрения (т. е. человек тяготеет к разумным стремлениям, но определённые заморочки в эмоциональной сфере мешают ему мыслить правильно). Однако в подавляющем большинстве случаев эмоционально мыслящие являются людьми с эмоциональным мировоззрением и наоборот.

В предыдущей статье был перечислен ряд ключевых особенностей эмоционального мышления, однако список прочих характерных для эмоционально мыслящих иррациональных приёмов значительно шире, и здесь я постараюсь рассказать о наиболее типичных из них.

1) Отбрасывание непонятного. Эмоционально мыслящий в основном не привык и не умеет думать, поэтому его представления практически статичны. Не разбираясь в чьём-то мнении, в какой-то ситуации, он пытается судить о них с точки зрения привычных для него оценок и догм. Если же то, что он услышит, будет чем-то достаточно нетипичным, что не вызывает у него привычных ассоциаций и к чему нельзя приклеить известный ему ярлык, эмоционально мыслящий просто игнорирует это. Эта особенность очень устойчива и характерна почти для всех не только чисто эмоционально мыслящих, но даже и ТРМ, большинство из которых что-то непонятное тоже, к сожалению, вгоняет в ступор. В принципе, реакцию на непонятное можно рассматривать как один из способов, отличающий разумного человека от недостаточно разумного - если разумный, встречая что-то непонятное, пытается в нём разобраться, то недостаточно разумный, потерпев неудачу в попытке уложить непонятное в привычную схему, просто его отбрасывает.

Эта особенность может проявляться в различных формах. Скажем, люди активно обсуждают какой-то пустяковый вопрос, по которому у каждого есть, что высказать, стоит поставить вопрос актуальный, но серьёзный, требующий размышления - обсуждения его все начинают старательно избегать. Также практически всегда в дискуссии с вами эмоционально мыслящий отвечает лишь на те фразы и реплики, на которые ему удобно ответить, всё же остальное не замечает.

Нет сомнений, что данная особенность является одной из наиболее пагубных. Отбрасывая непонятное и непривычное, человек продолжает придерживаться неправильных представлений, совершать ошибки, бездействовать перед лицом усугубляющихся проблем, даже если всеми силами пытаться натолкнуть его на решение. Эта особенность лишает его способности реагировать на какие-то новые вызовы, с которыми сталкивается он сам, общество и страна в целом. Упорно не желая увидеть истинное положение вещей, он продолжает придерживаться ложных, но привычных трактовок и действий.

2) Я прав - значит, другие неправы. Данный глюк является одним из проявлений кусочности представлений эмоционально мыслящих. Особенностью представлений о мире разумного человека является их целостность, у неразумного же эмоционально мыслящего человека они представляют массу не связанных между собой фрагментов. Вследствие этого эмоционально мыслящий рассматривает какие-либо утверждения как изолированно правильные или неправильные. Не стремясь к построению полной картины и достижению ясности в каком-то вопросе, эмоционально мыслящий часто опирается не некий один тезис, для которого у него есть подтверждения его правильности, и заведомо игнорирует всё, что ему противоречит, не пытаясь разбираться в точке зрения оппонентов, потому что исходит из логики "так как я знаю, что я прав, значит, остальные - неправы". На самом деле, конечно, подобная логика ошибочна, поскольку если ты знаешь часть, это не означает, что ты знаешь всё. Однако эмоционально мыслящий видит ложные противоречия между различными частями одного целого и в том случае, если на самом деле и его тезис, и точки зрения оппонентов прекрасно укладываются в единую систему. В отличие от эмоционально мыслящего, разумный человек понимает, что удостовериться в неправоте оппонента можно лишь одним способом - разобравшись в его доводах, и найдя в них логические или фактические ошибки.

3) Непонимание смысла абстрактных тезисов и понятий. Эмоционально мыслящие являются людьми, ещё не способными в полной мере к абстрактному мышлению. Я приводил уже немало примеров, когда абстрактные понятия трактуются ими ложно и произвольно. В общем, практически всегда, если эмоционально мыслящий использует абстрактное понятие или тезис, он придаёт ему ложное значение, отражающее не суть, а лишь одну из сторон этого понятия. Беря одну из сторон, один из признаков, про другие он забывает, но, нисколько не смущаясь этим, использует эти ложно трактуемые абстрактные понятия или тезисы в дискуссиях. Например, догматизм эмоционально мыслящие часто трактуют, как упорное настаивание на определённой точке зрения, забывая про другие признаки догматизма, например, про то, что настоящая догма не имеет под собой обоснования и предстаёт в глазах догматика как абсолютно истинное утверждение, верное вне зависимости от контекста. Таким образом, если вы будете последовательно отстаивать ту точку зрения, которую считаете правильной, эмоционально мыслящий обзовёт вас догматиком, будучи полностью уверенным в правомерности подобной характеристики. Или другой пример - эмоционально мыслящий называет дискриминацией разделение людей на разумных и неразумных, нисколько не смущаясь тем, что дискриминация предполагает не только разделение людей по некому признаку, но и другие действия.

4) Логические ошибки типа "часть - целое".

Рассмотрим простую схему:

Эмоционально мыслящие постоянно путают данные элементы, отождествляя их друг с другом, из-за чего получаются три вида ошибок, связанных с нарушением логики в системе "часть - целое".

4.1. Подмена целого частью. В принципе, сюда можно записать и ошибки с определением абстрактных понятий, о которых шла речь выше. Данная ошибка встречается очень широко, и каждый эмоционально мыслящий не упустит ни одной возможности её совершить. Выбираю одну часть, один признак, одну сторону, эмоционально мыслящий начинает судить про всё явление в целом (при этом, естественно, игнорируются другие его стороны). Например: "При СССР был дефицит. Значит, плановая экономика работала хуже, чем рыночная" - частный признак (дефицит) отождествляется с целым (экономика). Или: "Фашисты призывали гордиться своей нацией. Ты тоже призываешь гордиться своей нацией, значит ты - тоже фашист" - частный признак (гордость за свою нацию) отождествляется с целым (фашизм).

4.2. Подмена части целым. Тоже весьма распространённая ошибка, которая проявляется в разных формах. Эмоционально мыслящий может непосредственно отождествлять целое и элемент, выстраивать ложное обобщение, применять к конкретным явлениям оторванные от реалий пустые абстракции и т. п. Заменяя часть целым, эмоционально мыслящий либо неправомерно добавляет к ней новые, не присущие ей свойства, либо маскирует характерные особенности, не обязательно присущие целому. Пример 1: "При царе Россия была большой и сильной державой. Значит, чтобы сделать Россию сильной, нужно восстановить монархию". - целое (большая и сильная Российская империя) отождествляется с частью (монархия). Пример 2: "Генетически модифицированные организмы безвредны, потому что человек изменяет генотип животных и растений, занимаясь селекцией, уже тысячи лет." - целое (изменение генотипа) отождествляется с частью (современные методы генной инженерии).

4.3. Подмена одной части целого другой его частью. Тоже встречается постоянно и широко. Опираясь на незначащее (в рассматриваемом вопросе) сходство или общность, эмоционально мыслящий просто меняет один тезис на другой. Пример: "Если русские будут устраивать антикавказские митинги, это приведёт к распаду России, потому что татары, якуты и т. д. тоже захотят самостоятельно управлять своими республиками". - есть целое (межнациональные конфликты), в котором одна часть (конфликт между русскими и кавказцами) подменяется другой (конфликт между русскими и татарами, якутами и т. д.).

Часто эти логические ошибки выступают в комбинации между собой и с другими приёмами эмоционального мышления, порождая причудливые подмены понятий и тезисов. Например, рассуждение "Сталин проводил репрессии и Гитлер проводил репрессии. Фашизм - преступная идеология, значит и коммунизм - преступная идеология." содержит несколько логических ошибок - ложное отождествление политики Сталина и Гитлера по частным примерам, ложное допущение, что политика Сталина, как и политика Гитлера, была продиктована идеологией, подмена целого (коммунистическая идеология) частным (её трактовка Сталиным).

5) Не установить истину, а доказать правоту. Ещё одна особенность мышления эмоционально мыслящих в их подходе к цели дискуссии. Если разумный человек подразумевает, что в дискуссии происходит выяснение истины, правильного ответа на некий вопрос, то эмоционально мыслящий в ходе дискуссии пытается доказать некий тезис, которого он придерживался изначально и, вообще, для него цель дискуссии сводится к выяснению того, кто прав, а кто - нет. Обычно эмоционально мыслящий направляет все усилия на доказательство своего исходного тезиса и своей правоты, совершенно не пытаясь вникать в суть проблемы, к которой относится сформулированный тезис. В ходе дискуссии он реагирует, как правило, исключительно на аргументы "за" или "против" своей точки зрения, полностью игнорируя попытки натолкнуть его на то, чтобы посмотреть на вопрос шире, более глубоко в нём разобраться. Обычно эмоционально мыслящий, исчерпав набор привычных доводов в пользу своего тезиса, теряет интерес к дискуссии, оставаясь с убеждением, что прав именно он, а не оппоненты, но даже в тех редких случаях, когда он допускает, что оппонент может быть прав, его реакция неконструктивна. Он считает, что допуская это, он делает оппоненту одолжение (ведь тот, по его мнению, тоже преследовал лишь цель доказать свою правоту), но при этом понять суть его точки зрения, найти ответ на вопрос так и не пытается.

6) Использование домыслов. Это один из любимейших приёмов эмоционально мыслящих. Если не хватает аргументов или фактов, эмоционально мыслящий почти рефлекторно порождает абсолютно безосновательные и неправдоподобные допущения, на которые потом пытается опираться, как на реальные аргументы и факты. Например "Если бы Германия не напала на СССР, СССР бы на неё напал." - домысл, за которым нет никаких фактов и обоснований, но выдвигая его, эмоционально мыслящий затем использует этот домысл для вывода о том, что СССР так же виновен в развязывании войны, как и Германия. Особенно любят эмоционально мыслящие выдвигать домыслы о личности оппонентов, приписывая тем выдуманные ими мысли, намерения и характеристики. Например, домысл типа "Я знаю, зачем вы призываете строить разумное общество. Вы хотите лишь придти к власти, а затем начнёте угнетать всех, кто вам не нравится." выдвигает в мой адрес чуть ли не каждый второй эмоционально мыслящий.

В принципе, привычка к генерированию домыслов есть лишь одно из проявлений более общей склонности эмоционально мыслящих к конструированию ложных представлений, которым они занимаются постоянно. Удивительно, но факт - эмоционально мыслящие, давно вышедшие из детского возраста, придумывают абсолютно безосновательные допущения, в которые затем верят сами, как в стопроцентно реальные факты, и горячо убеждают в их реальности остальных.

7) Неспособность признать ошибку. Конечно, даже сочиняя совершенные глупости, эмоционально мыслящий не склонен допустить и мысли, что в чём-то ошибается. Тем не менее, иногда, под давлением уж совсем прямых и очевидных фактов, понимание того, что он был не прав, всё-таки проникает до сознания эмоционально мыслящего. Но и в этом случае подавляющее большинство эмоционально мыслящих, понимая, что ошиблись, и не думают признавать ошибку! Они начинают уворачиваться, юлить, выдвигать расплывчатые трактовки типа "ну на самом деле тут может прав и я, и вы" и т. д. Всё это происходит из-за того, что для эмоционально мыслящего имеет значение отнюдь не правильность его представлений и другие реальные проявления его разума, а лишь оценка его ума. Поэтому он будет делать всё, чтобы эту оценку не уронить, не понимая, что доказывая заведомые глупости, в глазах действительно умных людей он себя лишь дискредитирует. И даже если эмоционально мыслящий вынужден будет признать ошибку, он будет очень обижен на оппонента, обнаружившего её, и попытается тут же любым образом взять реванш, чтобы снова повысить свою оценку.

8) Склонность к приложению минимума мыслительных усилий. Так же, как и первая особенность, эта является предельно распространённой и общей, как для чисто эмоционально мыслящих, так и для подавляющего большинства ТРМ. Для того, чтобы избежать даже одной минуты действительных размышлений, направленных на то, чтобы что-то понять, в чём-то разобраться, эмоционально мыслящий готов на многое. Он готов понести крупные финансовые убытки, выполнить длительную монотонную работу, упустить массу прекрасных возможностей, лишь бы не думать! При восприятии любой информации, при оценке любой ситуации, в любой дискуссии эмоционально мыслящий будет старательно избегать размышлений, избегать попыток понять всё, что требует понимания. Мысль о том, чтобы самостоятельно понять что-либо, эмоционально мыслящему практически никогда не придёт в голову. Если эмоционально мыслящий всё же о чём-то и думает, то это - не его собственная инициатива, а вынужденное (совершаемое под влиянием каких-то внешних причин) усилие. Поэтому, к сожалению, рассчитывать на то, что будет достаточным сказать эмоционально мыслящему какие-то правильные вещи, рассчитывая на то, что он сможет (и просто попытается) их понять, совершенно нельзя. Для того, чтобы эмоционально мыслящий хотя бы попытался понять что-либо, нужно обязательно его к этому побудить. Вообще, если вы мыслящий человек, никогда не надейтесь, что окружающие в какой-либо ситуации найдут правильное решение - если это важно, обязательно сделайте это сами за них.

Склонность к приложению минимума мыслительных усилий и у чисто эмоционально мыслящих, и у ТРМ, постоянно поддерживается тем, что думать эффективно и продуктивно у них получается плохо, а в их представлениях содержится куча завалов (возникших, в том числе, из-за заимствования ложных общепринятых представлений), при одном взгляде на которую разум пугается объёма работы, которую надо выполнить для их разгребания.

См. также Особенности мышления эмоционально мыслящих - 3

Близкие по теме статьи:
Обсудить на форуме
БСН, 4.01.2011