Мир будущего - Основные статьи - О разумном подходе и мышлении (ч. 2)
Продолжим тему разумного подхода. Это понятие является ключевым для решения проблем сушествующего общества и его переустройства на новых принципах. Пока мыслящие люди не поймут его смысл, они не смогут ничего изменить принцпиально, а проблемы и пороки современного общества в разных формах продолжат воспроизводиться. Уточним ещё понятие разумного подхода. Хотя разумный подход можно описывать, рассказывая об определённых принципах, разумный подход не есть сумма отдельных принципов, само понятие "подход" предполагает, что мы имеем некую предварительную установку на то, чтобы рассматривать вопросы, принимать решения и действовать в определённом ключе. Выбор подхода первичен по отношению к определению принципов, а не наоборот. Например, существуют разные законы, соблюдение которых обычно приветствуется обществом, а нарушение - порицается. Некоторые люди их нарушают, другие ведут борьбу с нарушениями. Но вся эта система законов, независимо от того, какие именно законы приняты и действуют, основана на подходе, предполагающем, что в обществе в интересах самого общества нужно ввести определённые нормы и наказывать за их нарушение, что человек должен подчинять свои интересы интересам общества. Этому подходу противоречит другой подход, согласно которому общество - просто сумма индивидуальных эгоистических интересов людей, и их поведение органичивает не закон, а их личные возможности. Приверженцы второго подхода могут соблюдать законы, если им выгодно, но нарушать, если видят возможность избежать наказания, могут трактовать их произвольно и придерживаться двойных станадртов в их применении, могут выступать за законы, которые служат не интересам общества, а корыстным интересам определённых лиц. Т. е. законы, правоохранительная и юридическая системы приносят пользу и работают эффективно только в рамках определённого подхода. На каких же установках основан разумный подход? Основные установки таковы: 1) Существует истина. Существуют правильные решения. Это означает, что на любой вопрос есть правильный ответ, этот ответ один и существует независимо от того, нашли мы его или нет. Разумный подход отрицает интеллектуальный релятивизм, так любимый многими неразумными людьми, которые склонны придерживаться позиции, что у каждого своя правда, что какой-то единственной истины не существует и т. п. 2) Нужно стремиться к истине, стремиться принимать правильные решения. Отклоняться от истины и правильных решений, действовать вопреки им, глупо и никогда ни к чему хорошему не ведёт. Во всём непонятном надо разбираться, на все вопросы без правильных ответов искать правильные ответы, всё неправильное исправлять. 3) Если истина нам неизвестна, нужно стремиться к ней, отдавая себе при этом постоянно отчёт, насколько мы приблизились к истине и не пытаемся ли выдать за истину то, что ею не является. Мы должны действовать, исходя из реального понимания, но стремиться к идеальному пониманию. Мы должны исходить из того, что к истине всегда можно придти, всегда достичь ясного понимания вещей, даже если этот процесс окажется очень длительным, постепенным и поэтапным. 4) Несмотря на то, что истина и правильные решения нам не всегда известны, мы всегда должны оставаться на твёрдой почве, принимая решения при помощи разума. Даже если мы понимаем не всё, мы должны основываться на том, что мы всё-таки понимаем, а не уходить в домыслы, импульсивные и иррациональные решения. 5) Процесс поиска истины не ситуативен, мы должны стремиться сформировать в своих представлениях правильную целостную картину мира, а в обществе установить правильный порядок вещей. В общем, разумный подход - не просто способ решения задач, а осознанная позиция, системное применение разума, установка на то, чтобы всё понимать и принимать правильные решения. К сожалению, в настоящее время практически никто не придерживается разумного подхода, даже мыслящие люди далеки от системного применения разума. А то, как люди формируют свои представления и принимают решения, тоже, по сути, представляет собой определённый подход, но это подход, который можно назвать иррациональным. Придерживаясь иррационального подхода, люди принимают не правильные решения, а произвольные, т. е. решения, которые им нравятся или решения, которые они произвольно объявляют правильными. При этом практика принятия произвольных решений укореняется и становится привычной для них. Они опираются на частные случайные наблюдения, на интуитивные впечатления, на необоснованные амбиции, иллюзии и домыслы, на систему догм, на мнение авторитетов или большинства - на что угодно, кроме разума и понимания вещей. Иметь дело с людьми, укрепившимися в иррациональном подходе, очень сложно, т. к. используя весь спектр приёмов эмоционального мышления, забив себе голову ерундой и делая кучу глупостей, они абсолютно уверены в своём праве на собственное мнение и произвольные решения, а любые попытки вести с ними диалог с позиции разума приводят к тому, что они, всячески увиливая от признания своих ошибок, начинают оправдываться и рационализировать свои решения. Большинство людей не имеют ни о чём ясного представления, но при этом не хотят ничего понимать, их всё устраивает. У них и мысли не возникает о том, чтобы придти к ясному пониманию, они предпочитают барахтаться в каше разрозненных полуэмпирических представлений. В подавляющем большинстве случаев, начиная о чём-то рассуждать, современный человек берёт в качестве исходной точки фрагмент полуэмпирических представлений, при этом неправомерно обобщая его и рассматривая как надёжную истину. При этом люди с разными точками зрения не могут придти к общей, спорят и конфликтуют, принимают несогласованные решения и действуют каждый по-своему. Когда же согласованность действий всё же имеет место, то обеспечивается она обычно просто тем, что кто-то навязывает определённое решение остальным. Иррациональный подход пагубен и ведёт к плачевным последствиям. Нельзя достичь никакого положительного результата, не проявляя следов разумности хотя бы на самом общем уровне. Но как же человечество худо-бедно движется вперёд? В обществе могут присутствовать какие-то здравые идеи, которые в течение какого-то времени могут как-то организовывать людей и направлять их деятельность в какой-то области в верное русло. К сожалению, разумная составляющая этих идей, как правило, смешана с неразумной, а часто и вообще чётко не формулируется и существует в виде неких интуитивных предпосылок. Например, в начальный период существования СССР коммунистические идеи принесли в общество ожидания светлого будущего и сопутствовавшие им энтузиазм, тягу к великим свершениям, коренной модернизации страны. Во время Великой Отечественной люди интуитивно проникались героическим настроем, понимая, что фашизм очень опасен и что нужно делать всё для победы над ним. К сожалению, в определённые периоды общество перестаёт даже на самом общем уровне направляться какими-то здравыми идеями и начинает разрушаться и коллапсировать, именно такой период переживает сейчас в общем-то вся мировая цивилизация. Рассматривая историю человечества, не перестаёшь удивляться, какое огромное количество ошибок в самых простейших ситуациях было совершено и как долго и трудно человечество приходило к пониманию самых элементарных вещей. Иррациональный подход постоянно порождал и продолжает порождать проблемы. Разумный же подход позволяет решить все проблемы. Но как перейти от иррационального подхода к разумному? Ключ находится, безусловно, в области психологии. Разумный подход это прежде всего установка на то, чтобы воспринимать вещи с позиции разума и приходить к истине, придерживаясь при этом принципов правильного мышления. Психика каждого современного человека постоянно генерирует иррациональные впечатления и побуждения, подталкивая к иррациональным решениям. Нельзя придерживаться разумного подхода, не преодолевая иррациональное, не научившись осознавать и контролировать иррациональные побуждения. Разумный подход начинается с внутренней установки на то, что в любом вопросе обязательно нужно найти истину и действовать согласно истине. К сожалению, само понятие истины многие люди пытаются трактовать извращённо, понимая истину, например, как некое внешнее, "объективное" знание, связывая его с некритично усваиваемыми догмами. На деле в первую очередь истина - то, что соответствует ясному пониманию вещей, то, что однозначно и не имеет альтернативных вариантов в силу своей очевидности. Главную подсказку при этом, что действительно является истиной и в каком направлении её искать, даёт разум каждого человека. Но если человек не задействует разум как основу любых решений, если не включает разумное мировосприятие, то его мышление и его поиски истины, даже если он говорит о том, что пытается её найти, превращаются в некую игру и симуляцию. Разумный подход начинается с запуска самим человеком своего разума, с началом восприятия вещёй без предвзятости, с искреннего внутреннего стремления разобраться и понять, найти правильный ответ на вопрос. Сам по себе процесс постижения истины может быть достаточно сложным и длительным, и описание общих принципов того, как перейти от непонимания к пониманию будет дано в отдельном цикле статей, посвящённых разумному подходу. Но каждый человек, который хочет быть разумным, должен в первую очередь понимать, что истина существует и её надо искать, пока она не будет найдена, постепенно приближаясь к ней, вместо того, чтобы подменять однобокими, поверхностными и в целом иррациональными представлениями, придавая им статус истины. Главный принцип поиска истины, о котором всё-таки стоит упомянуть в этой статье, заключается в том, что сначала нужно качественно понять суть вопроса, а только потом пытаться разобраться в отдельных деталях. При этом все ваши представления о мире должны представлять целостную систему, и рассмотрение любого вопроса имеет смысл только в рамках этой системы. Рассуждение, которое оторвано от фундамента, от корней, от наиболее общих принципов просто не имеет смысла. Когда человек не понимает ситуацию достаточно хорошо, но следует хотя бы самым общим принципам, правильность которых несомненна, его поведение ещё относительно разумно, когда же он от них отрывается и нарушает в пользу каких-то частных соображений, его поведение становится абсолютно безумным. Например, безумным является поведение людей, которые разрушают государство ради сиюминутных материальных благ, или поведение людей, полагающих, что ложно понимаемые ими "интересы нации" позволяют попирать закон, мораль и элементарные права человека. Вообще люди, которые являются достаточно умными, чтобы найти какие-то решения, дающие частную выгоду либо её иллюзию, но иррациональные по своей сути, и достаточно энергичными и упоротыми, чтобы затем применить их на практике и навязать остальным, но не являются достаточно разумными, чтобы придерживаться фундаментальных принципов, как раз и приносят обществу наибольший вред. К сожалению в условиях торжества иррационального подхода часто находится достаточно неразумных фанатиков, готовых поддержать такие решения, но недостаточно мыслящих людей, готовых им противостоять. Подводя итоги, человечество погрязло в идиотизме, и разумному подходу альтернативы нет. Чтобы спасти человечество от неразумности и наставить его на истинный путь, вам следует присоединиться к нашему движению за разумное общество. |
|
Обсудить эту статью на форуме | БСН, 14.11.2016 |